Основная сцена

Антон Чехов

Шутки по Чехову

Комедии / ПУШКИНСКАЯ КАРТА

Продолжительность: 2 часа с антрактом

Возрастное ограничение: 16+

Создатели спектакля

Режиссер, художник-постановщик народный артист России Михаил Салес
Художник по свету  Семён Машаров
Помощники режиссера Елена Лысенко, Наталья Богуславская

 

Действующие лица и исполнители

Ведущий - Максим Пацерин
         I АКТ
"Пересолил"
Глеб Смирнов,землемер Павел Самоловов
Возница Виктор Вальченко
"Дорогая собака"
Поручик Дубов Олег Яковенко
Кнапс Владислав Лепин
"Антрепренер под диваном"
Клавдия Матвеевна Дольская-Каучукова Александра Черных
Индюков Антон Арнтгольц 
"Хирургия"
Дьячок Вонмингласов Антон Контушев
Фельдшер Курягин Максим Махинов
"Драма"
Мурашкина Наталья Салес
Павел Васильевич Олег Яковенко
II АКТ
"Дипломат"
Полковник Пискарев Аристарх Иванович Владимир Корчуков
Кувалдин Михаил Василий Швечков (мл.)
"Пропащее дело"
Варвара Петровна Анастасия Соколовская
Мямлин Владислав Лепин
"Загадочная натура"
Вольдемар Павел Самоловов
Девушка Ярослава Бурлакова
"Хамелеон"
Очумелов, надзиратель

заслуженный артист Марий-Эл Александр Егоров

Василий Швечков (мл.)

Елдырин, городовой

Владимир Корчуков

Виктор Вальченко

Хрюкин, ювелир

Олег Яковенко

Павел Самоловов

Прохор, повар Максим Пацерин
Жители города:
Мурашкина Наталья Салес
Марфа Марина Юнганс
Клавдия Александра Черных
Землемер Павел Самоловов
Возница Виктор Вальченко
Кувалдин Василий Швечков (мл.)
Ондрюков Антон Арнтгольц 
Кнапс Михаил Шевяков
Дьячок Антон Контушев
Фельдшер Максим Махинов

 

О спектакле

Участвует в программе "Пушкинская карта"

К 160-летию Антона Павловича Чехова

Приглашаем вас отдохнуть душой в особой атмосфере чеховских рассказов, полных тонкого юмора и таланта. Оцените хулиганство, смеховую энергию и любовь к творчеству писателя, которую наши актеры стараются вам передать!

«Сейчас у нас будет ранний Чехов, когда он сам, стесняясь своих рассказов..., потрясающих, театральных, взял псевдоним «Антоша Чехонте» - говорит режиссер-постановщик, а заодно и сценограф спектакля, народный артист России Михаил Салес. – Они про сегодня. С нашей стороны - это сплошное балагурство и благодушие, зарисовки из жизни, где телеги – без лошадей, а лошади – без телег… - ничего, кроме смеха». В небольших бытовых сценках, неожиданных и очень знакомых ситуациях, – не только возможность улыбнуться над человеческой глупостью, претензиями и взаимным непониманием, но и задуматься, и даже устыдиться. Все зависит от человека. Необычность, краткость, сиюминутность, яркость у Чехова – от анекдота, философичность и поучительность рассказанного – от притчи. Словом, вы можете убедиться в удивительной современности чеховского творчества, посмеяться и напитаться позитивным отношением к жизни!

Первый акт комедийного сериала объединяет скетчи по рассказам: «Пересолил», «Дорогая собака», «Длинный язык», «Драма», «Хирургия». Второй акт основан на трех рассказах: «Дипломат», «Антрепренер под диваном» и «Хамелеон». 

Интервью с народным артистом России Михаилом Салесом

Спектакль «Шутки по Чехову» посвящен 160-летию со дня рождения писателя. Комедийный сериал готовит с актерами драмтеатра народный артист России Михаил Салес. Пять лет назад режиссер поставил здесь «Отцвели уж давно хризантемы в саду» по чеховским водевилям «Медведь» и «Предложение». И все эти годы спектакль имеет успех у зрителей. О том, как в современных условиях передать особую атмосферу и смеховую энергию чеховских рассказов, мы поговорили с режиссером-постановщиком.
— Михаил Абрамович, что вас заставило на этот раз обратиться к Чехову?
— Основная причина — та обстановка, которая сейчас возникла в мире с пандемией. Это, на мой взгляд, великая трагедия человечества, которая происходит, когда многие люди, к сожалению, уходят в мир иной. И связанные с этим обстоятельства — экономические, технические, психологические — вынуждают нас выбрать именно этот материал. Сейчас всем крайне необходимо позитивное отношение к жизни.
— То есть проблемы, с которыми столкнулся театр, и переживаем все мы?
— Да, меня учили в вузе любой недостаток делать достоинством. Как оно получится, не знаю, и, будучи далеко не молодым человеком, я волнуюсь. И всегда волнуюсь. Самая главная задача, которую я ставлю, — это зритель в зале. Зритель — еще один артист в театре. Это когда во время спектакля «Вишневый сад» я стою за кулисами и в зале полнейшая тишина, спрашиваю: народ-то есть там? А все места заняты!
— Перефразируя известное выражение, для режиссера: в любой непонятной ситуации ставь Чехова?
— Да, и этот спектакль мы делаем в память о Михаиле Анатольевиче (Андрееве — авт.), который очень хотел, чтобы он был в репертуаре. В 93-м году я в Калининграде уже ставил рассказы Чехова. Естественно, по-другому, даже рассказы были другие. Нас с этим спектаклем приглашали в Германию. 10 дней мы ездили с ним, гастролировали с огромным успехом. Что касается моей работы с Чеховым, после премьеры «Вишневого сада» прошло 6 лет, после «Отцвели уж давно...» — пять. Жалко, что так редко. Сейчас у нас будет ранний Чехов, когда он сам, стесняясь своих рассказов, которых он очень много написал, потрясающих, театральных, взял псевдоним «Антоша Чехонте».
— У нас название — «Шутки по Чехову»...
— Это смешные рассказы, и я надеюсь, что это будет сплошное актерское балагурство. Но здесь есть философский смысл, ведь в каждой шутке есть доля шутки. А вот те подтексты, которые существуют у Чехова, и вообще у хорошего драматурга, они очень важны. Рассказы внешне простенькие, все так легко, в основном два-три человека действующих лиц. Только в «Хамелеоне» у нас занято почти полтруппы театра.
— Чем современны рассказы Чехова?
— Они про сегодня. Поэтому нет театра, который бы не инсценировал его рассказы, ни раньше, ни теперь. Какие великие актеры с ними выступали! «Дорогая собака» — совершенно гениально читал Олег Басилашвили, а Ильинский один читал рассказы во всех лицах совершенно потрясающе. Видимо, в этом и есть гениальность великих драматургов. Антон Павлович писал давным-давно и, вероятно, меньше всего думал о нас с вами, но так получилось, что мы живем по тем же законам, что 150 лет назад...
— Как будет оформлен спектакль?
— Каждый рассказ идет в среднем 10 минут, кроме «Хамелеона». Поэтому большие декорации строить не предполагается, но здесь важны детали. А объединяет все большой экран, который, надеюсь, даст нам соответствующий видеоряд. Экономические проблемы заставляют нас выбирать костюмы из уже имеющихся. Обычно швейный цех на нас работает с утра до вечера. А теперь постановка, что называется, «на подборе», но это тоже очень любопытно.
— В чем особенности работы труппы с этим материалом?
— Я люблю всех актеров, коллектив этого спектакля — около 20 человек. Зрители их прекрасно знают. В постановке чеховские рассказы архисложные именно тем, что актеры должны работать на грани фола. Там должно быть, как я это в шутку называю, некое хулиганство актерское. Что я очень редко разрешаю, как слишком серьезный человек. Принцип существования актера должен быть такой: надо именно поиграть в эти обстоятельства. Но при этом, в чем самая большая сложность, не дай Бог, чтобы там были переигрывание или наигрыш. То, что у меня всегда вызывает неловкость за тех артистов, которые находятся на сцене.
— Какие именно рассказы вы нам представите в лицах?
— В первом акте объединены скетчи по рассказам Антоши Чехонте: «Пересолил», «Дорогая собака», «Длинный язык», «Драма», «Хирургия», Второй акт состоит из трех рассказов: «Дипломат», «Антрепренер под диваном» и «Хамелеон».
— Каких зрителей вы ждете на этот спектакль?
— Всех возрастов. Правда, рассказ «Длинный язык» — он такой пикантный, и мы с оператором Игорем Фоминовым ищем к нему иллюстрацию — картинку для взрослых… Знаете, когда в телевизоре все ниже пояса, это уже никого не удивит. Переболев коронавирусом, я с огромной радостью приглашаю всех на премьеру. Оцените наши шутки и любовь к творчеству писателя, которую наши актеры постараются вам передать. Очень надеюсь, что никто не пожалеет об этих двух часах в нашем любимом театре.
 

Уважаемые зрители!
В связи с трагическими событиями в Москве, премьера спектакля "НАШЕ ВСЕ" 23/24 марта переносится; лекция П. Руднева 24 марта, балеты "Жизель" и "Лебединое озеро" 25 марта отменяются. Денежные средства за билеты купленные онлайн вернутся автоматически. Билетные чеки приобретенные в кассе театра можно вернуть в течение ближайших 10 дней.