Мы используем cookies

Во время посещения вами данного сайта Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.

Новости Новости

10.02.2023

Современный «Отелло»

Современный «Отелло»

В марте в калининградском областном драмтеатре покажут «Отелло» в постановке молодого приглашённого режиссёра Александра Локтионова. И он сам, и труппа театра попытались взглянуть на классический сюжет по-новому. У них нет задачи испортить Шекспира. Задача состоит в том, чтобы сделать его современным. Это сложно и в то же время интересно.

Александру Локтионову 29 лет. Это яркий молодой человек, влюбленный в театр и драматургию. Он экспрессивно говорит о Шекспире и своей новой работе. Наблюдая за ним, сразу понимаешь, что «Отелло» в его прочтении вызовет у зрителя массу эмоций, но точно не оставит равнодушным.

В прошлом году Александр Локтионов окончил ГИТИС (мастерскую Сергея Женовача — театрального режиссёра и педагога). В его портфолио пока не так много работ. В прошлом театральном сезоне он поставил на сцене «Сатирикона» «Даму с собачкой», а чуть раньше в рамках лаборатории РАМТ — спектакль по последнему сценарию Алексея Балабанова «Мой брат умер». Есть и неизвестные массовому зрителю, но не менее важные для режиссёра работы. Например, «Каштанка» по рассказу Чехова в Новомосковском филиале Тульского академического театра драмы. Премьера состоялась в апреле прошлого года. Казалось бы, проходная работа. Но Александр Локтионов говорит о ней с большой любовью.

— Новомосковск — это город химиков. Парадокс в том, что там очень любят театр, потому что больше там нет ничего. Там есть утренние спектакли, куда дети приходят с родителями, а потом дарят актёрам подарки. Это их культура. Когда я работал над этой постановкой, неоднократно задавал себе вопрос — зачем я это делаю? Для чего все эти прогоны, вся эта новая лексика? Никто не поедет в Новомосковск, чтобы посмотреть «Каштанку». Я думал, что это будет просто провал. Но все прошло хорошо, потому что публика оказалась открыта к сценической условности. Они поняли, что необязательно играть животное на четвереньках. Этот случай вернул мне веру в то, что не надо бояться пробовать, — рассказывает режиссёр.

Для Александра Локтионова нет неважных работ. Это понятно чуть ли не с первой минуты разговора с ним. Он не ставит спектакль, а проживает его. И много рефлексирует. Мы встретились в репетиционном зале драмтеатра, где царит творческий беспорядок, но с другой стороны — каждый предмет, каждая вещь на своём месте. Александр увлеченно рассказывает о своей учебе в ГИТИСе, о фильмах Ингмара Бергмана, Андрея Тарковского и Алексея Балабанова. Эти мастера рассказывали обычные истории необычным языком. То же пытается сделать и сам Александр Локтионов, в том числе в своей новой постановке «Отелло» на сцене калининградского драмтеатра.

В этом году исполняется 420 лет с момента, как Уильям Шекспир написал эту трагедию. За это время появилось тысячи версий, которые зрители видели на сцене разных театров мира. Придумать что-то новое невероятно сложно. Александр Локтионов придумал классную сценографию, которая не оставит равнодушным никого. Но в то же время режиссёр переживает, что его постановка может не понравиться консервативному театралу.

— Мне важно, чтобы на спектакль пришли люди, которые готовы увидеть не совсем привычный формат. Есть зрители, для которых Шекспир — это колготки, парики, платья, картонная Венеция, где актёры красиво читают текст. Они считают, что это классика — только так Шекспира и надо ставить. Я сталкивался со случаями, когда люди приходили в театр, видели другую стилизацию, другие костюмы и просто не понимали, что происходит. Для них это не Шекспир, это преступление: так нельзя, мы потеряли русский театр. Мне хочется договориться со зрителем сразу — если вам важна костюмная эстетика, классическое прочтение, то это ваш вкус, вы имеете на него полное право. Но у нас не так. И мы тоже имеем на это полное право. У нас нестандартный разбор, мы пытаемся посмотреть на эту историю по-новому. Не потому, что мы извращенцы. Мы просто хотим высказаться. Если вам важно увидеть классическое прочтение, то просто приготовьтесь к тому, что всё будет по-другому, — объясняет он.

Александр увлечённо говорит о Шекспире. Но не как о великом авторе, чьи произведения актуальны через несколько веков. Он исследует драматургию, пытаясь рассказать классическую историю современным языком. «Глобус», легендарный театр Шекспира, представлял собой площадку, куда за небольшие деньги могли прийти простые люди и посмотреть спектакль. Шекспир писал для них, стараясь делать свой материал максимально доступным. Сегодня множество, на первый взгляд, занудных монологов главного антагониста «Отелло» Яго выглядят лишними и даже неуместными. Но 400 лет назад они были важны для того, чтобы люди, далёкие от театра, который был для них единственным развлечением, запомнили, что перед ними антигерой. Он здесь не просто так, он делает всё для того, чтобы Отелло в итоге убил Дездемону. По словам Александра Локтионова, сюжет «становится кайфовым» от разбора. Но чтобы это понял каждый, зачастую даже неграмотный зритель, надо несколько раз повторить очевидные, на первый взгляд, вещи. Это и объясняет структуру пьес Шекспира.

— Есть люди, которые любят «топить» за школу. Что такое школа? Это одно предложение, чему и учат в ГИТИСе, — умение рассказать историю через актёра. Больше в понятие школы не входит ничего. Есть множество абсолютно «школьных» фильмов, которые сняты по этому закону. Тем не менее, это великое искусство, это оригинально, это самобытно. Например, Алексей Балабанов — это школа. Просто он научился снимать кино по-своему — в своей поэтике, со своими персонажами. Тарантино — это школа, не смотря на сумасшедшие сюжеты и новые способы съемки. Его «Бешеные псы» абсолютно «школьный» фильм. «Убить Билла» — тоже. «Криминальное чтиво», несмотря на пять сюжетных линий, — «школьный» фильм. «Сияние» Стэнли Кубрика — «школьный» фильм. «Один дома» — это вообще одна декорация. Тоже «школьный» фильм. Мы не сумасшедшие люди. У нас нет задачи испортить Шекспира — мы хотим сделать его смотрибельным и современным. Но современным не в смысле стильным и модным, а в том смысле, чтобы он вызывал необходимые эмоции, связанные с сегодняшним днём, — говорит Александр.

Почему Отелло — темнокожий мавр? Это метафора тёмной души. И Отелло, и Яго — убийцы. С той лишь разницей, что один хочет измениться, а второй всеми силами пытается сбить его с этого пути, обнажая его внутреннюю темноту. «Отелло» — история не про ревность, а про психологическую травму, которая не проходит. Перед Александром Локтионовым и актёрами Калининградского драматического театра стояла сложная задача придумать, как показать и объяснить все это зрителю простым языком.

— И мы это придумали, — сказал режиссёр, когда мы с ним прощались.

Но ненадолго, потому что уже 4, 5 и 26 марта постановку «Отелло» Александра Локтионова можно будет увидеть на большой сцене Калининградского театра драмы.

Текст: Антон Хоменко (журнал "Бродвей" февраль 2023 г.)

Фото: Геннадий Филиппович