Мы используем cookies

Во время посещения вами данного сайта Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.

Новости Новости

11.09.2021

Режиссер Андрей Корионов: Публика все отлично понимает

На Вильяма нашего Шекспира «замахнулся» режиссер из Санкт-Петербурга Андрей Корионов. Мы беседуем на сцене по завершении прогона. Декорация вполне современна и никак не ассоциируется с шекспировской эпохой.

«Фальстаф есть во всех нас»

 Андрей, судя по декорации, это не костюмный спектакль, действующие лица будут облачены в современную одежду.
– В плане костюмов это своего рода перекличка эпох. Молодежь существует в нашем времени и потому в современных костюмах. Люди старшего возраста – Фальстаф в том числе – будут пребывать в ощущении своей юности, то есть одеты по моде семидесятых. А один персонаж – глубокий старик, который помнит все, в том числе Шекспира. У него и костюм будет соответствующий. Ведь театр все внутреннее делает внешним!

– Чем вас вдохновила пьеса «Виндзорские насмешницы» (16+)?
– Фальстаф есть во всех нас. Он осознает свой возраст, но пытается из него выпрыгнуть. Ситуация, знакомая многим. Вообще, Шекспир заложил в эту пьесу множество извечных тем. Вспомнить хотя бы отношения между церковью и наукой.

- Вы не впервые беретесь за классику, причем это пьесы, которые неоднократно ставились на столичных сценах. В частности, «Сирано де Бержерак» (16+). Не боитесь сравнения? 
– Никогда этого не боялся. Наоборот, мне весьма интересно быть в диалоге с режиссерами и актерами, которые создали культовые вещи. Они воспринимали Шекспира из своего времени. Это восприятие существенно отличалось от сегодняшнего. И когда классику ставят сегодня, получаются совсем иные акценты. Так, постановщики «Сирано де Бержерака» (16+) часто делали акцент на его огромном носе. А я считаю, что проблемы Сирано были не внешними, а внутренними. Поэтому в нашем спектакле нос был накладным, и иногда Сирано даже носил его на лбу. 

- Я согласна с существующим мнением, что комедию делать тяжелее, чем драму. Потому что нелегко найти правильные смехоточки, как говорил Леонид Гайдай. Вы согласны?
– Я часто думаю об этом. И мне кажется, сейчас у нас у всех есть общее виртуальное пространство, где все мы видим многочисленные мемы. И благодаря этому люди всегда готовы к смеху. Все мои последние постановки – это комедии. А спрогнозировать смехоточки – это и есть наша совместная с актерами работа. Мне кажется, это удается…

«Не можешь сыграть Гамлета на большой сцене, сыграй на малой»

- Вы часто сотрудничаете с провинциальными коллективами. Это из прагматических соображений или потому что интересно?
– Я предпочел бы работать в одной труппе и не ездить так часто по разным городам. Но не так просто найти свой, один-единственный театр. При этом я считаю себя привередливым и принимаю далеко не все предложения о сотрудничестве. 

- Вы предпочитали бы работать со стационарной труппой или на договорной основе, о преимуществах которой сейчас так часто говорят?
– Одно из достижений отечественного театра – это именно репертуарный, стационарный театр. Это наш уникальный опыт, который, я считаю, надо сохранить. Я при всех трудностях и проблемах стационарного театра работал бы в нем с людьми, которые знают, к чему я стремлюсь, которые разделяют мои интересы. Где не надо каждый раз приноравливаться к новым людям и начинать с нуля. Я считаю, нельзя превращать театры в проектные дома.

- Но в репертуарных театрах с большими труппами много людей, которые то и дело остаются за бортом и чувствуют себя невостребованными и обиженными. 
– В проектном театре тоже множество невостребованных актеров, которые месяцами, а то и больше сидят дома без зарплаты. А в репертуарном получают ее даже в случае творческого простоя. При этом продолжают оставаться артистами и ждать, когда появится режиссер, который их заметит. Чтобы решить проблему актерской невостребованности, в академических театрах начали создавать малые сцены. Не можешь сыграть Гамлета на большой сцене, так сыграй его на малой. Потом есть еще одна загвоздка: проектные театры часто начинают стремиться к коммерческому успеху, и нередко стремление это становится ключевым. Творческий процесс превращается в процесс делания денег.

«Хочу в клуб «Золотая маска»

- Восприятие публики зависит от географического расположения театра?
– Я стараюсь не ориентироваться на специфику той или иной местности. 
Я часто езжу по режиссерским лабораториям в разных городах – от Южно-Сахалинска до Калининграда – и нередко слышу фразу: «Наша публика такое не поймет». Но, как показывает практика, публика все отлично понимает. Чаще подстраховывается администрация театра, внося в репертуар легковесные пьесы, рассчитанные на непривередливого зрителя. Сейчас мы все находимся в едином информационном поле, объединенном телевидением и интернетом, и это не может не сказываться на восприятии искусства. 

- Каков практический смысл режиссерских лабораторий?
– У них несколько задач. Ключевая – встряхнуть труппу.

- Каким образом?
– Лаборатория идет три-четыре дня. За это время надо сделать спектакль. Представляете, какой темп, какой объем материала необходимо освоить? Как говорил замечательный критик Олег Лоевский, «артист не успевает распределить свои штампы». И благодаря этому эффекту артисты по-новому открываются. Приезжают молодые режиссеры, о которых до этого никто не знал, и они тоже открывают в себе новые грани. Много живого и неожиданного происходит!

- Художник–постановщик спектакля в Калининграде - Татьяна Ногинова, лауреат премии «Золотая маска». Когда разговариваешь с театральными деятелями, много разного об этой премии слышишь. 
– «Золотая маска» – это некий клуб, в котором ты либо состоишь, либо уходишь. Я хочу получить «Золотую маску», для меня это было бы неким освобождением. Пока меня не приняли в этот клуб, я не свободен...


Марина Обревко. «Страна Калининград».

Уважаемые зрители! Сообщаем вам, что касса театра с 1 по 31 июля работать не будет. Билеты на спектакли августа и сентября можно приобрести онлайн на сайте dramteatr39.ru