Мы используем cookies

Во время посещения вами данного сайта Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.

Новости Новости

24.06.2019

Михаил Салес: «Семьсот лет прошло, а вот все как сегодня».

Новый, 73-й  сезон Калининградского драматического театра откроется  21 сентября премьерой во всех отношениях. Это первая постановка исторической драмы "Королевская свадьба" Анны Бейнер. Над ней уже работает с актерами и постановочной группой народный артист России Михаил Салес.

 

 

- Михаил Абрамович, открывать новый сезон – дело ответственное. Для  зрителей это импульс  на дальнейшее посещение театра. Как вы отбираете материал для постановки?

- Гениального драматургического материала не так и много. Обычно, смотрю, чтобы было интересно, не менее 70% текста, иногда даже одна сцена или фраза дает старт всему процессу. Но самое главное - это актеры, которые могут выполнить задачи, их возможности.  Если в театре нет своего принца, своего  Гамлета, то дух Шекспира беспокоить не стоит. Мало кто знает, что дальше идет «застольный»  период, разбор характеров, понимание действий персонажей. Сидим всем составом и вникаем, выясняем  подтекстовые нюансы отношения полтора - два месяца.  Русский театр - это не игра, а проживание на сцене. В кино переснимают один эпизод по 10 раз, а тут вышел -  и живи до конца все три часа.

- А «Королевская свадьба»  чем вас привлекла?

- Исторический материал крепкий, события - то реальные, все описано в исторических хрониках Франция. Подумать только 14-й век! Семьсот лет прошло, а вот все как сегодня. И король Филипп, первый Валуа на троне, потомок князя русского Ярослава Мудрого... Настоящий мужик: долг, честь - все несет в себе. И война, вечная война за власть,  а потом приходит любовь. И в ее свете жизнь всего государства становится иной. И как бездарна жизнь тех, кто в ней не видит смысла. Любовь и Война. Вечные темы, философские, шекспировский масштаб, хотя пьеса написана пару лет назад.

- И кто из актеров Король, кого еще вы пригласили? 

- Разумеется, заслуженный артист Марий Эл Александр Егоров. Такой масштаб только он вытянет. Его сын Хуан Добрый - очень противоречивая  роль - Олег Яковенко, а  роль "инферно"-  Ясновидящей исполняет Наталья Салес. У них, поверьте,  очень сложные задачи. И они, настоящие мастера сцены, играют не с "холодными носами".  Они проживают в мире, где все ценности поставлены с ног на голову.  Любовью называют  выгоду, долг и честь - только для предвыборной агитации. Да, да, тогда короли тоже нуждались в "поддержке" при дележке престола. И вот появляется истинная красота, и видна эта фальшь. Вон  по ТВ только и разговоров про "любовь" старого и молоденькой, модно стало "неравный брак",  вроде как и этично, пока разводиться через год не начнут и делить деньги. А в этой пьесе все настоящее. И это так прекрасно, трогательно прекрасно, что любая неискренность в игре все погубит. Я решил, что имена этих актеров  должны быть и на афише наравне с  другими создателями премьеры.

-А кто работает в постановочной группе спектакля?

- Профессионалы очень высокого класса. Аркадий Фельдман как композитор не нуждается в представлении. Я его на проходные вещи не утруждаю. Художник по костюмам - Татьяна Старикова, не просто "модельер", как себя любят многие портнихи сейчас называть, а дипломированный еще советским дипломом художник по костюмам, мой единомышленник много лет. И  сценограф Алексей Чебыкин,  известный дизайнер,  последние работы были сделаны вместе с ним. Могу сказать уверенно, декорации этого спектакля очень эффектны.

- Какую зрительскую реакцию вы  бы хотели получить?

- Тишину, такую тишину, что муха пролети - слышно. Зритель - главный участник спектакля. Пьеса играется в его душе, а отражение - на сцене. Тогда, только тогда это искусство!  А если в зале стук от падающих номерков (зритель уснул), то можно занавес закрывать, сон полезнее (смеется).

В советское время театр был трибуной, в перестройку - фармацевтикой, пилюлями от забот, сейчас, на мой взгляд, театр поднимает проблему, а зритель сам решает, стоит ли примерить  и по размеру ли ему  этот "костюмчик".  Я грущу, что историю знаем, да не учимся. «Королевская свадьба» - это, скажем так, иллюстрированная строка Данте:"Любовь, чтодвижетсолнцеисветила". Кстати,  великий  флорентиец написал ее примерно  в то же время, что и события пьесы.