Мы используем cookies

Во время посещения вами данного сайта Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.

Статьи и рецензии Статьи и рецензии

22.10.2015

Отцвели уж давно…

Евгения Чугреева - о спектакле «Вишневый сад» по пьесе А.П.Чехова в Калининградском областном драматическом театре (режиссер Михаил Салес).

Отцвели уж давно…

Открывать новый театральный сезон премьерой по пьесе А.П.Чехова - серьезная заявка на целый сезон. Последней чеховской работой театра на большой сцене была незабываемая «Чайка» А.Латенаса. Но с тех пор прошло много лет - и вот новая премьера в постановке Народного артиста РФ Михаила Салеса.

На сцене - небольшая белая эстрада, терраса, ведущая в дом, гирлянды белых цветов, заполняющие все пространство сцены, белые скамейки. Атмосфера обычной дворянской усадьбы, в которой родственники, знакомые и челядь ждут приезда хозяйки из-за границы. Сама встреча происходит, как это обычно и бывает, радостно и суматошно - и только многозначительное приветствие Лопахина (Александр Егоров) как будто приоткрывает водевильную завесу истинного значения случившихся в прошлом и пока не наступивших событий.

vs2

Собственно, столкновения с прошлым происходят все чаще и драматичнее. Раневская (Наталья Салес) вдруг заливается слезами, видя перед собой учителя своего утонувшего сына, - и кажется, что она вспомнила о своем мальчике впервые за много лет. А ее дочь Аня (Екатерина Наумова) до истерики радостным голосом пытается успокоить мать, но та не слышит: какая дочь, где она?.. главное – она сама, Раневская, ее прошлое, ее переживания... Вот словообильный Гаев (Олег Яковенко) не в силах молча пережить приезд сестры из Парижа от любовника - и Аня пытается пристыдить его... Вот Лопахин - сильный, настоящий, он ждал приезда хозяйки, как, может быть, никто другой, - слушает монолог Раневской о ее парижском возлюбленном, и в его смехе так много боли... Вот Епиходов (Андрей Вареницын), в вечной судороге от самого себя и своих несчастий, сдавленным голосом и сдавленными жестами пытается пригласить на свидание легкомысленную Дуняшу (Любовь Орлова) - но она уже полностью покорена наглым лакированным лакеем Яшей (Сергей Борисов) из самого Парижа... Вот Шарлотта (Лариса Егорова) в бесконечном позитиве, который, собственно, и является ее работой, ожидает перемены своей участи...

vs10

Сцена за сценой, сквозь вроде бы пустые разговоры на зрителя глядит прошлое героев. Их настоящее совсем не весело - дом продается, - а будущее туманно. И каждый из них - кто сознательно, а кто инстинктивно, - пытается отринуть от себя неизбежную участь бедности и безнадежности, задержаться в прошлом, в последний раз явившемся воспоминаниями. В этом раздробленном мирке потерявших ориентиры людей Лопахин возвышается как опора, как ответ на все вопросы… но приехавшие на похороны прошлого хозяева этот ответ не слышат. И непонятно, кто больше потерян - сами герои в своем прошлом или артисты в своих ролях. Варя (Мария Савельева), влюбленная в Лопахина, своей драматической порывистостью напоминает революционерку дворянского происхождения, в ее бесконечное трудолюбие и практицизм верится с трудом. Аня словно не может найти себе места - ни здесь, в саду, ни вообще где-либо. Она всем улыбается, но до нее никому нет дела – и даже взбалмошному и отвлеченному от реальности Пете (Максим Пацерин).

vs5

Декорация недвижна весь спектакль. На большой сцене на это смотреть довольно мучительно, поневоле начинаешь думать: может, это прием такой? Например, так: все находится в закоченевшем времени, а вечное лето - бред, в который можно сбежать от ужасного будущего. Или так: остановка времени ради того, чтобы побыть в прошлом, насладиться его счастьем и надеждами, которые не сбылись. Иначе как объяснить, что гирлянды цветов вишни в глубине сцены продолжают свисать со штанкеты в течение всего спектакля – хотя, как мы знаем, Раневская приехала в мае, а уехала в октябре, - и вполне предсказуемо в финале начинают падать на сцену под стук топора и бормотание Фирса (Альберт Арнтгольц), непостижимым образом выбравшегося из заколоченного хозяевами дома и прилегшего, наконец, помереть в саду на скамеечке…

vs6

Лопахин Александра Егорова, по большому счету, дает смысл и объем всему спектаклю. Существование артиста глубоко, точно, наполнено самообладанием и пониманием происходящего – и именно его роль становится контекстом для всех остальных: находясь в начале спектакля в каком-то мерцательном ритме относительно друг друга, герои постепенно осознают, кто они друг другу, что их связывает. Правда, это уже помочь не может. В сцене, где Лопахин пытается объясниться с Варей (в истории театра их было множество), Лопахин А.Егорова вовсе не собирается делать ей предложение, но, видя состояние девушки, искренне просит у нее прощения.

vs11

С самого начала Лопахин пытается пробиться к душевной сути хозяйки - но все мысли Раневской заняты только парижским любовником и денежными перспективами, при этом она охотно берет у Лопахина в долг. Она не может и не хочет осознать реальность - и вишневый сад, который Лопахин готов положить к ее ногам, не трогает ее душу, застывшую в прежних привычках и чувствах. В Раневской Натальи Салес - в ее сценах с Лопахиным, в ее псевдощедрости, непоказной черствости и расчетливом шарме - бездна равнодушия и жестокости. И вдруг становится понятно: вишневый сад обречен изначально, поскольку не был обогрет ни любовью, ни воспоминанием. Он уже в прошлом, как и Фирс, - поэтому так же бестрепетен и обречен. Но обречены и прежние хозяева Фирса и сада: время сметет их, как лепестки опавших цветов вишни, слишком легкие для нового будущего.

vs9

 

Автор:  Фото: Геннадий Филиппович
Источник: