Мы используем cookies

Во время посещения вами данного сайта Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.

Статьи и рецензии Статьи и рецензии

26.05.2015

Мама-мама

Мама-мама

Повесть чилийского писателя и журналиста Луиса Сепульведы переведена на многие языки мира, а теперь получила воплощение на сцене. Трогательная, грустная и веселая история, ведь жизнь вообще и весела, и грустна одновременно, и в ней много того, что заставляет то и дело задумываться. Например, может ли кот научить летать птицу? Нужно ли птице становиться кошкой, если она выросла не среди птиц, а среди котов?

Новорожденная чайка называет мамой кота, который своим теплом согревал ее, как обещался, пока она подрастала в скорлупе. Но мама должна объяснить птице, зачем ей крылья! Мама должна научить ее крыльями этими пользоваться! Мама дает силу и волю к полету. Потому что мама – это мама.

И если ты дал обещание, что станешь мамой, - даже если ты кот, даже если ты вообще-то не совсем понял, что должен стать для маленькой чайки мамой, - ты свое обещание выполнишь. Это и есть ответственность. Об этом книжка, об этом инсценировка, об этом спектакль. Сценический текст – особая история, через диалоги нужно передать всё то, что в повести можно прописать вне диалогов, прямым рассказом. Нельзя сказать, что автору инсценировки А.Шаврину удалась в полной мере эта работа, но актеры дотянули, на них все и держится.

Сценографическое решение спектакля и костюмы (художник М.Краменко) заманивают и покоряют. Здесь и пружинящие элементы декораций, будто качающиеся на волнах, и компьютерная анимация, так и норовящая затянуть зрителя в облака над морем, и нечто вроде театра теней или театра света.

А как одеты четыре кота! Весьма современны портовые жители. На всех – вариации удобных и модных «арабских» штанов, на всех вязаные кофты и шарфы, оберегающие от морского ветерка. Но какие они разные! Умник-энциклопедист - в апельсиновых тонах, а крой его одежд замысловат и заковырист, как и его пристрастия. Кот-хипстер носит трэндовые оттенки беж, кот-ресторатор облачен в весьма уместный жилет и бриджи его вполне солидны. Мама-Зорбас менее всех печется о своей внешности. Его главная забота – дитя! Он – простой портовый полосатый кот в теплой шапочке. Его место то на капитанском мостике одного покачивающегося судна, то на правом борту другого: воспитание ребенка, знаете ли, - непростое занятие…

А сцена-порт уйдет в небо - потом, после многих передряг, связанных с подростковым созреванием птицы, с ее желанием научиться мяукать вместо того, чтобы учиться летать и осознать себя птицей, прекрасной легкой чайкой. Но Афортунада (арт. В.Панфилова) – такое имя дали птице коты, ведь его значение созвучно удаче, - полетит! Обязательно полетит на радость маме-коту, его друзьям и зрителям в зале. Маленьким и взрослым. И море уйдет в небо вместе с Афортунадой, котами, крысами и голубями, вместе со зрителями и Зорбасом, ставшим в этом спектакле воплощением материнской ответственности, выше которой нет ничего на свете.

 

Автор: Алла Татарикова-Карпенко

Фото: Театр имени Маяковского

Источник: