Мы используем cookies

Во время посещения вами данного сайта Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.

Статьи и рецензии Статьи и рецензии

08.09.2020

Леонид Алимов: Русская женщина – это наша духовная скрепа!

Леонид Алимов: Русская женщина – это наша духовная скрепа!

- Леонид Александрович, всего полгода прошло со времени премьеры «Тайны парижских бриллиантов» в вашей постановке, а кажется, что целая вечность… Как вы себя ощущаете после карантина?

- Мы сделали на вашей сцене очень веселый, даже лихой спектакль по раннему Гофману - и вдруг наступил какой-то странный, неуютный период… С одной стороны, излишняя паника, с другой – реально существующая болезнь, и с третьей, что самое неприятное, полная неопределённость. Конечно, мы все были совершенно не готовы к такому внезапному отрыву от работы и довольно-таки гнетущей атмосфере. Зато сейчас я опять в Калининграде, и в прекраснейшем настроении! А ваши актеры и работники цехов – в отличной форме и полны энтузиазма. Это счастье.

- Как ваш театр пережил коронавирусную блокаду?

- Я думаю, также невесело, как и другие театры по всей стране. О чудовищных материальных потерях я уже не говорю. Удар был серьезнейший. Сезон оборвался в самом разгаре, в марте, когда мы должны были выпустить премьеру «Анна в тропиках» в постановке Александра Баргмана. Теперь мы готовимся открыть сезон этим самым спектаклем. Зато мы хорошенько узнали, что такое "онлайн"…

- Да, в сети мы открыли много интересного, в том числе - постановки мирового уровня. Как вы думаете, они приведут публику в живой театр или люди останутся за компьютерами?

- Ни за что они не останутся! Эти проекты, видеозаписи спектаклей могут поддерживать зрительский интерес, но полугодовой опыт показал, что онлайн пока очень ограничен в средствах выражения, а значит, и в эмоциях. Конечно, это все имеет право на жизнь, но не как театр, а как эрзац, заменитель. Уже много было сказано о том, что спектакль – это прежде всего обмен живой энергией актеров со зрительным залом, и не хочется эту истину повторять. Интернет развивается, и это замечательно. Читки, показ архивных записей, спецпроекты, фильмы на интернет платформе - должны быть, но спектакли – только вживую, это другой вид искусства.

- Чиновники от культуры рекомендуют театрам брать после карантина облегченный репертуар. Это все, что нужно изголодавшемуся зрителю, рассаженному в шахматном порядке?

- Странная позиция с учетом того, что у публики всегда должен быть выбор. Я глубоко убежден, что каждый театр обязан продолжать свою художественную политику, чтобы не потерять именно своего зрителя. Зачем считать его глупее, чем он есть? Надо жить, как и жили, человек все также хочет плакать, смеяться, сопереживать, узнавая на сцене себя и других.

- Но на наших подмостках вы ставите именно лирическую комедию «Самая счастливая» …

- Такое обозначение жанра нашего спектакля совершенно справедливо. Но, с другой стороны, это очень хитрая пьеса, за что ее и люблю, это такая трагикомическая притча и очень русская история. И здесь ещё один вариант моей любимой темы: русская женщина - как наша духовная скрепа, основа нашей жизни. Именно она, это моё глубочайшее убеждение, выигрывает войны, а после восстанавливает страну, тащит на себе мужиков, толкает, двигает их, оберегает и так далее. Особенно в русской глубинке, которая на самом деле и держит нашу Россию, и не дает ей окончательно упасть в бездну, экономическую, нравственную, духовную… Про это я делал и «Матренин двор», и «Доктора Живаго». Повторюсь, пьеса "с секретом". Не буду раскрывать, но именно этот сюжетный поворот позволяет нам говорить о русской женщине, как о "блаженной", то есть святой!

- Так это будет интересно только женщинам? А как же их мужья и молодежь?

- А кого же они видят каждый день, с кем общаются? Каждый найдет и узнает в спектакле свое, родное, любимое: себя, жену, маму, бабушку, подругу, мужа, знакомого, свою первую любовь... Стержневая мысль этой пьесы - любая жизнь ценна и неповторима! Пусть она и прошла в небольшом посёлке и без особых событий. Кстати, в нашем спектакле есть элемент мистики или, как теперь говорят, «фэнтези» и много музыки!

- А разве без денег, с известными ограничениями, вроде поцелуев в масках, можно сделать чудо?

- Сделаем. Все сделаем благодаря небольшой, но очень талантливой команде актеров и слаженной работе всей постановочной части. Мне все это страшно понравилось еще на Гофмане. И как мне кажется, благодаря такому взаимопониманию, спектакль и получился.

- Но сейчас вам пришлось обходиться без сценографа, кто это все придумал?

- Сам придумал, а декорации, костюмы «слепили из того, что было», все нашлось. Очень помог завпост Илья Полуянов со своей командой. А за свет отвечает ваш замечательный художник Семен Машаров. Я эту пьесу уже ставил на малой сцене «Балтийского дома» в Санкт-Петербурге. Та моя версия называлась, как и пьеса Евгения Унгарда, «День космонавтики», там это название подходило. Но здесь все абсолютно по-другому. Во-первых, большая сцена. Потом, изменилось время, изменился я, совсем другие актеры, с другим опытом и школой, я переделал музыкальный ряд, и многое другое. Двухактную пьесу ввиду ограничений пришлось сократить – спектакль будет идти 1 час 40 без антракта. Что плохо для буфета, но хорошо для безопасности зрителей. Так что постановка у нас во всех смыслах антивирусная.

- У вас на столе – новое расписание из шорт-листа национальной премии «Золотая маска». В марте эта работа также была поставлена на паузу…

- Да, перенос «Золотой маски» с марта-апреля на сейчас очень осложнил нам, конкурсному жюри, начало театрального сезона. У меня теперь адское расписание, придется много летать в Москву и в другие города. Но все же я этому рад - очень хочется своими глазами увидеть, что происходит в российском театре.

- Пусть у вас все состоится: и на «Золотой маске», и на домашней сцене, а мы с нетерпением ждем «Самую счастливую»!

 

Беседовала Лидия Пименова.

Уважаемые зрители! Сообщаем вам, что касса театра с 1 по 31 июля работать не будет. Билеты на спектакли августа и сентября можно приобрести онлайн на сайте dramteatr39.ru