Новости Новости

01.12.2018

Театру нужно отвечать запросам и потребностям зрителей

Театру нужно отвечать запросам и потребностям зрителей

Театру нужно отвечать запросам и потребностям зрителей
 
О том, чем живет Калининградский областной драматический театр, почему у него так много премьер в начавшемся театральном сезоне, и как проект «Большие гастроли» создает единое культурное пространство России, рассказывает художественный руководитель Михаил Андреев.

— Расскажите о премьерах в вашем театре. В последнее время создается впечатление, что их просто шквал.

— Наш новый театральный сезон очень насыщен созданием новых спектаклей. Безусловно, играет огромную роль то, что предстоящий год – это Год театра. И та большая подготовительная работа, что велась до этого, она привела к тому, что в начале сезона мы уже выпустили четыре спектакля. И мы готовим еще достаточное количество премьер. Как вы подметили, именно шквал.

Мы выпустили на открытии сезона новую работу «Дети Ванюшина», постановка народного артиста России Михаила Салеса. В этой работе принимают участие несколько поколений актеров, которые с интересом встречаются нашими зрителями. Спектакль идет при полных залах, и отрадно, что такой достаточно серьезный материал, сделанный в консервативной форме, но в тоже время в яркой и убедительной, находит отклик в сердцах зрителей.

Еще одна работа, которую мы выпустили, — это «Спички» молодого режиссера Елизаветы Бондарь, который она поставила на малой сцене. Это работа в рамках лаборатории современной драматургии проекта «Открытая сцена», который ведет наш театр. Этот проект предполагает работу с молодыми авторами и режиссерами. Пьеса белорусского драматурга, которая была поставлена, — о тех философских воззрениях, мыслях, размышлениях, с которыми так или иначе сталкивается молодой человек, ищущий себя в этом мире. Это очень ярко показывает, что у большой части молодежи есть не только интерес к театральному творчеству, но и к тому, кто разговаривает с ними на одном языке, на понятном языке, современными изобразительными средствами.

Другая работа, о которой хотелось бы сказать, – спектакль нашего режиссера Вячеслава Виттиха «Мертвые души» по мотивам пьесы Нины Садур и одноименному произведению Гоголя. На мой взгляд, постановка, сочетание очень красивой музыки, интересного художественного оформления, которое выполнили художники из Санкт-Петербурга, приготовившие совершенно необычные стилизованные костюмы, — все это вместе создало совершенно новый образ. Теперь возникает много и споров, и разговоров о том, как сегодня воспринимать Гоголя, как относиться к его бессмертному произведению, как это сочетается со школьной программой, где изучают поэму, ведь в спектакле появляются новые персонажи, которых нет в тексте произведения. Умелое сочетание всего не только позволило премьерному спектаклю стать удачным и успешным, но и стало хорошим поводом для клубной работы, где ученые университета, педагоги, ученики, студенты, встретившись с режиссером, смогли обсудить не только современные тенденции развития театра, но и вообще то, каким должен быть театр. Спектакль вышел стильным, современным, и он оказался очень востребованным, привлекает представителей различных поколений. И сам жанр спектакля – фантасмагория — нескучный, в определенной степени позитивный, патриотичный, даже с определенной долей патетики.

Еще один спектакль — «Вечерний эскиз». Это музыкальный проект лирического направления, который дал возможность некоторым нашим драматическим актерам вместе с исполнителями симфонического оркестра создать совершенно уникальный материал, который лег как отдохновение души на позитивно-эмоциональный расклад. Он для тех, кто ностальгирует по неоправданно забытым произведениям, которые не часто транслируются в медиа. И вот появилось такое лирическое музыкальное ретро, выстраданное в качестве спектакля, где драматические актеры выступают в роли вокальных исполнителей, где все это сопровождается красивой декорацией.

И пятая премьера, которую мы выпускаем первого декабря – спектакль «О том, как господин Мокинпотт от своих злосчастий избавился». Автор этой пьесы Петер Вайс, немецкий драматург, написал о судьбе маленького человека. Очень часто человек, попадая в разные жизненные ситуации, сталкивается с такими, с одной стороны, забавными, а с другой, драматическими событиями. И совершенно не смешно оказываться в таких не зависящих от него обстоятельствах, которые иногда играют решающую роль в его жизни. К таким персонажам обращались многие великие драматурги: и Островский, и Гоголь, и Чехов, зарубежные авторы. Эту необычную пьесу предложил поставить московский режиссер Александр Горенштейн, мы решили, что такая работа тоже разнообразит нашу театральную афишу, и теперь мы ее предлагаем нашему зрителю в качестве премьеры.

 

— Готовите ли вы что-нибудь новое для детей в Новый год?

— Да, непременно. Мы выпустим еще два новых спектакля. Над ними уже работают наши актеры, прошли первые репетиции. И я должен сказать, что для актеров, для театра, для такого большого учреждения, такой большой фабрики, может быть, не грез, но фабрики эмоций, имеет огромное значение процесс создания произведения искусства в виде спектакля. Это «Алиса в стране чудес», которую ставит у нас молодой, но уже заявивший о себе как основательный режиссер, мастер из Ярославля Элестин Михайлов. И спектакль «Северное сияние», который ставит Наталья Степаненко, уже работавшая на нашей площадке. Она продолжает развивать тему семейных спектаклей для самых маленьких. С одной стороны, это бэби-театр, а с другой, это театр семейный, куда можно прийти и с маленьким ребенком, и с ребенком постарше, и молодым родителям, и бабушке с дедушкой. Это лирический материал, который вызывает восторг от того, каким будет и главный персонаж, и от тех средств, которые применяются в спектакле. Несмотря на небольшое количество драматических актеров, там будет живая музыка, живое пение, будут куклы, причем, маленькие, нежные куколки, которые можно будет потрогать нашим гостям. И это все очень мило и очень деликатное, создающее праздничное настроение. Оно уже с первых дней подготовки наших спектаклей меня, безусловно, радует как художественного руководителя.

 

— Получается, семь новых спектаклей!.. 

— Семь спектаклей за полсезона – с одной стороны, безумно много, но это не идет в ущерб качеству. Мы не относимся к каникулярному материалу как к какой-то халтуре, которую сделал и хотел бы забыть. Хотелось бы, наоборот, использовать эту возможность для создания полноценных произведений, которые войдут в репертуар, которые станут его украшением. В этом спектакле будет занято больше 25 актеров. На «Алису в Стране чудес» могут пойти дети от шести лет, после спектакля будет интермедия, новогодний квест, звонки Деду Морозу, изготовление сувениров, рисунки, танцы, игры с Дедом Морозом и Снегурочкой — в общем, все то, что так радует всех зрителей, и больших, и маленьких в новогодние праздники.

Также я хотел бы рассказать о начале проекта «Другой театр». Впервые к этому Новому году мы вместе с различными общественными организациями решили подготовить инклюзивный спектакль, где дети с ограниченными возможностями здоровья примут участие в интерактивном представлении. Мы взяли спектакль «Жадина-говядина», который вошел в наш репертуар в сентябре этого года, и попытались включить в него детей-инвалидов. Должно получиться очень интересно. Спектакль будет идти на благотворительной основе, а в рамках предстоящего Года театра мы написали заявку на грант и надеемся, что она получит поддержку.

 

— Ваша оценка реализации проекта «Большие гастроли»? Будете ли вы участвовать в этом проекте снова?

— Мы участвуем в проекте «Большие гастроли» на протяжении последних четырех лет работы. Причем, сначала только в качестве принимающей стороны, а последние два года мы ездили и в Читу, и в Улан-Удэ. Мы принимали на своей площадке Большой драматический театр Санкт-Петербурга, театр имени Маяковского, Московский губернский театр под руководством Сергея Безрукова, региональные театры из Читы и Улан-Удэ. В 2019-м будем принимать в нашем театре очень интересные работы театра имени Пушкина из Москвы. Я думаю, это будет настоящим праздником для калининградцев. Только благодаря проекту «Большие гастроли» у нас появляется возможность принимать такие театры. Благодаря ему создается единое культурное пространство нашей большой страны. Я хотел бы отметить, что выстроена федеральная программа с учетом и регионального компонента совершенно грамотно. Она дает возможности увидеть работы ведущих московских, петербургских и региональных театров. Проект не только имеет большую актуальность для калининградцев, но и помогает развитию нашего театра.

Что касается перспективы, мы подали две заявки – на обменные гастроли с Владикавказом и Санкт-Петербургом. Решение будет принято после заседания экспертного совета в начале следующего года, и мы надеемся, что наше успешное участие в предыдущих программах позволит нам рассчитывать на продолжение.

 

— Вы довольно долго работали министром культуры области. Помогает ли в вашей деятельности этот опыт?

— Безусловно, помогает. Во-первых, работа министром – это высокий уровень ответственности, высокий уровень отношения к делу и работы на результат, который является основным мерилом и критерием оценки труда. Во-вторых, опыт позволяет выстраивать взаимодействие с коллегами из других регионов, театров, общение с органами исполнительной власти. Это влияет на качество переговорных процессов, на возможность решения необходимых вопросов. В-третьих, чтобы участвовать в проектах, которые разрабатываются в министерстве культуры области или на федеральном уровне, нужно быть достаточно информированным. Более того, мне очень сильно помогает тот уровень требований, который ты обязан предъявлять, как министр. Эти требования сейчас я должен исполнять. Я понимаю их, понимаю ответственность тех людей, кто ставит определенные условия и задает определенные правила решения многих вопросов, в том числе инвестиционных. Мы говорим на одном языке.

Благодаря выделению средств областным министерством по культуре и туризму и лично губернатором области мы установили в этом году просто уникальный планшет сцены, какие находятся в ведущих театрах нашей страны и мира. Этот планшет из орегонской сосны, многослойный, акустический. С его помощью мы теперь можем решать многие сценические задачи. Также нам выделены средства на изготовление генерального занавеса, а в следующем году предстоит замена многих технологических механизмов и на сцене, и в зрительном зале. Надеюсь, что  будут решены вопросы по совершенствованию звуковых технологий. Но всему этому помимо желания должен предшествовать еще и подготовительный этап, изготовление смет, получения экспертиз, это необходимый хозяйственный процесс. И работая в министерстве, понимая подходы и финансовых, и контролирующих органов, ты вместе с уровнем ответственности понимаешь неизбежность и обязанность выполнения этих мероприятий. Поэтому опыт помогает.

 

— Какие планы стоят перед театром в ближайшее время?

— Планов у театра очень много. Прежде всего, это проекты, связанные с Годом театра. В его рамках мы хотим сделать большой театрализованный уличный праздник, познакомить зрителя с различными формами театрального искусства. Сделаем массу конкурсов, перфомансов, открытые площадки, интерактивный театр, чтобы стать ближе к зрителям. Также в наших планах — продолжение работы лаборатории современной драматургии. И самое главное —  подготовка, я бы сказал, хитовых спектаклей. Я не говорю о том, что все должно быть исключительно в легком жанре. Но нужно отвечать запросам и потребностям публики, и я уверен, что нам это удастся.

 

— Что будете ставить?

— Я бы не хотел раскрывать все секреты. Скажу лишь, что мы достигли соглашения с известным режиссером Эмиром Кустурицей по инсценированию его произведения «Черная кошка, белый кот». Постановщиком будет режиссер Сергей Чехов, известный как неоднократный номинант фестиваля «Золотая маска». До конца театрального сезона нас ждут две постановки на малой сцене и еще, помимо спектакля Сергея Чехова на большой, две работы наших штатных режиссеров в комедийном жанре.

Также мы будем проводить 8-й ежегодный конкурс актерского мастерства «Свое лицо», примем участие в обменных гастролях с Минским государственным академическим музыкальным театром. В театре кипит жизнь, театр развивается и получает живой отклик от зрителя. Спасибо ему большое за это!

 

Источник: