Михаил Андреев: «У нас в театре много событий, поэтому мы счастливые люди»

Михаил Андреев: «У нас в театре много событий, поэтому мы счастливые люди»

 
- В этом году репертуар театра составлен под очень серьезным приглядом зрителей, которые давно говорили о том, что им нужны лирические комедии и мелодрамы. И они их получат – например, в ноябре мы выпустим «Поздний роман» по пьесе Надежды Птушкиной. Зритель также хотел, чтобы мы продлили историю с классикой - и «Вишневым садом» Антона Павловича Чехова мы откроем новый театральный сезон. По-моему, для любого театра престижно предъявить зрителю такую работу. Оба эти спектакля ставит режиссер Михаил Абрамович Салес. Вячеслав Виттих выпустит на малой сцене «Пиковую даму» по А.С.Пушкину. А все, кто воспитан в лучших традициях русских народных сказок, русского эпоса и фольклора, будут рады спектаклю «Морозко», который готовится к Новому году.

 

otkritaya scena

 Проект «Открытая сцена 2015» (май-июнь 2015)

 


- А лабораторные работы зрители увидят в новом сезоне?


- К лабораторной работе театр снова приступит уже с первых чисел октября. Весной наши звукорежиссеры, художники по свету, операторы изучали новые технологии - и теперь они продолжат. Актеры в рамках лаборатории будут задействованы в постановке, которая станет, на мой взгляд, хитом следующего театрального сезона. Режиссер Никита Гриншпун, активно заявивший себя на подмостках известных российских сцен, знакомый калининградцам по экспериментальной постановке «Тестотерон» в нашем театре, приступит к комедии «Мнимый больной» по Мольеру. Этой работой мы планируем открыть следующий театральный сезон. У нас еще будет комедия Карло Гоцци «Синее чудовище», которую после Нового года поставит Вячеслав Виттих. Это в какой-то степени классика комедии, с умом, с впечатлениями – и, надеюсь, мы сможем этим спектаклем поздравить женщин с 8 Марта. А юношество должны порадовать «Три мушкетера». И конечно, этой осенью ждем с нетерпением открытия новой малой сцены на 120 мест. Для этой площадки готовятся спектакли «Медведь», «Предложение», «Пиковая дама», а молодой режиссер Артем Мальков поставит пластический спектакль «Синяя крыса до красной звезды».

 

medved

 А.Чехов «Медведь» (режиссер Михаил Салес, сезон 2015/16)

 


- Михаил Анатольевич, вы перечислили с премьерные спектакли сезона этого и предстоящего. Но что касается репертуарного театра в целом… постоянно велись и ведутся разговоры о том, есть ли будущее у репертуарного театра. Многие известные столичные режиссеры и актеры, тот же Союз Театральных Деятелей России, считают, что пора уходить от репертуарного театра вообще или необходимы очень большие финансовые вложения в такие театры. Ваша точка зрения, как художественного руководителя репертуарного театра: не скучно ли, когда все заранее запланировано - и по плану идут спектакли, по плану выпускаются новые?


- С одной стороны, я уверен, что репертуарный театр – это благо. С другой стороны, безусловно, есть определенные проблемы, которые просто необходимо решать - и решать своей собственной работой. Надеюсь в нашем театре с точки зрения театрального разнообразия совсем не скучно, поскольку помимо репертуара, который играем мы, есть Фестиваль искусств «Балтийские сезоны», в прошлом сезоне на нашей сцене прошли гастроли театра им. Маяковского и т.д. Что касается жанров… мы последние пять лет очень серьезно занимались нашим репертуаром, пробовали, ошибались, экспериментировали. На сегодняшний день репертуар сбалансирован - есть, что посмотреть людям с большим театральным и жизненным опытом, есть, что предложить среднему поколению и молодежи. По-прежнему пользуются популярностью и спектакли, созданные в прошлом либо в позапрошлом году – «Мастер и Маргарита», «Поминальная молитва», «Ромео и Джульетта», - и спектакли, которые мы ставили к 70-летию Победы, и такие необычные по форме спектакли, как «Куклы», и простые комедии, как «Папа в паутине». Все зависит от того, как соткан, как сшит репертуар, как он представлен зрителю. Я убежден, если каждый год не придумывать что-то новое, мы закиснем в каких-то своих внутренних делах и не сможем так красиво и широко предъявлять зрителю то, что сегодня востребовано. А если говорить о формах, то в течение прошлого театрального сезона у нас заработала электронная продажа билетов, виртуальный клуб театра. Сегодня заполняемость зала - больше 80%, на некоторые спектакли очередь за билетами стоит.

 

pominalka

 Г.Горин по Шолом-Алейхему «Поминальная молитва» (режиссер Михаил Салес, сезон 2014/15)

 


- Для пьес, которые вы назвали, нужны герои, актеры. К примеру, как ставить «Три мушкетера» без трех мушкетеров? Или «Пиковую даму» без пиковой дамы? В данных постановках это будет театр актерский или театр режиссерский?


- В каждом случае будет по-разному. Знакомство с серьезными ролями или материалом уже само по себе ценно. И «Сирано Де Бержерак», и «Мастер и Маргарита», и Островский, и Брехт, которого мы в прошлом году отважились поставить, - все это очень важный материал. Не всегда мы можем дотянуть с точки зрения каких-то исполнительских возможностей, но сам по себе материал сильно подтягивает и театр, и труппу. Да, иногда получается, что мы делаем спектакль-форму, получается больше режиссерское решение, но я очень благодарен нашим актерам за то, что они берутся за такие сложные работы. В прошлом году многие актеры получили у зрителей не просто поддержку - зрители стали откликаться на их работы. Достаточно ярко себя показал, например, Александр Егоров, а Максим Пацерин стал победителем в нашем внутритеатральном конкурсе актерского мастерства в нескольких номинациях. Было много женских работ - лирических, потрясающих, интересных. Поэтому в тех спектаклях, которые вы назвали, с точки зрения актерского мастерства, безусловно, будет кому себя проявить.

 

pazerin

 Максим Пацерин получает премию конкурса актерского мастерства «Свое лицо» (март 2015)

 


- Уже стала привычной практика, когда на исполнение той или иной роли приглашаются актеры других театров. Будете ли вы приглашать для исполнения главных ролей актеров из других городов?


- Да, такая практика и у нас будет. Мы договорились с Тильзит-театром, чтобы какие-то их актеры принимали участие в наших работах, а наши - у них. Кроме того, некоторые актеры по объективным причинам были немножко в тени. Думаю, меня простят, если я назову одну фамилию – Андрей Вареницын, актер, который пришел в театр, потом ушел в армию, а после армии у него не случилось ярких, серьезных работ. И вот в конце прошлого сезона он сыграл в двух спектаклях на военную тему и показал себя, так скажем, с особенной стороны. Сегодня многие режиссеры понимают, что мы работаем в большой конкуренции, и даже не театральной, а, так сказать, досуговой - в рамках рынка предложений по проведению свободного времени. Мы вынуждены использовать какие-то синтетические формы, синтез различных технологий и искусств. Здесь имеет значение все - и как мы используем современные театральные технологии, и как поют или танцуют наши актеры. Сегодня театр многосторонен, сегодня он разный - и нам хочется соответствовать вызовам времени.

 

okudjava

 Б.Окуджава «А иначе зачем…» (режиссер Вячеслав Виттих, сезон 2014/15)

 


- Роман Виктюк в одной из программ на канале «Культура» сказал, что в отличие от века XIX, времени расцвета поэзии и литературы, сегодняшний век - время шоуцентризма, на первое место вышли модельеры и стилисты. По мнению Виктюка, сейчас это место по праву должен занять театр, поскольку театр может выполнять и поэтическую функцию, и художественную. И как подтверждение тому: зрители на вашем сайте пишут, что приходят на спектакль, поставленный по классическому произведению, которое раньше не читали, но если спектакль цепляет, они потом берутся книгу.


- Это приятно. В наш глобализированный век телефонов, компьютеров, интернета мало читают. На мой взгляд, страшного в этом ничего нет - к сожалению, жизнь так устроена. Но побудить к чтению, наверное, мы должны - и, если получится, это будет иметь огромное значение. Что может сравниться с тем, как о любви сказал Ростан - трогательно, искренне, трепетно? Кто еще вложил в свою книгу столько чувств, фантазии, умопомрачительного настроения и залихватской удали, сколько Булгаков в «Мастера и Маргариту»? Очень сложно поспорить с Чеховым или Островским в определении таких категорий, как преданность и предательство, любовь и ненависть. И если после нашего спектакля читают, конечно, это очень хорошо. Потому что, например, «Добрый человек из Сезуана» – очень сложный спектакль, он вызвал противоречивые чувства. Часть зрителей говорила: «Только такие работы и должны быть - синтетические, яркие, красочные!» А другие, наоборот, недоумевали: «Ничего не понятно и зачем это вообще нужно было делать?» Вот в этом смысле, мне кажется, театр – потрясающее место, где можно сравнить, поспорить. И если наша работа дает какой-то повод для обсуждения, для оценок – что может быть лучше? Успокоение в наше время вообще очень сложно найти. А эмоции, когда можно и поплакать, и улыбнуться, и посмеяться, - их как раз и может дать театр.

 

sezuan

 Б.Брехт «Добрый человек из Сезуана» (режиссер Игорь Меркулов, сезон 2014/15)

 


- Что для театра является событием?


- В театре происходит много событий. Иногда событием может стать чей-то дебют. Событием, безусловно, является мощная серьезная главная роль или роль второго плана. Событием может стать необычная именно для нас, применительно к нашим условиям, совершенно новая форма. Каждый день мы проводим здесь, служа театру, - и я не устаю говорить о том, что в театре не работа, а служба. Вы, кстати, тоже ему служите. И эта ежедневная служба является некой постоянной, планомерной подготовкой этих событий. У нас их очень много - и мы в этом смысле счастливые люди.


Фото:
Геннадий Филиппович, Александр Матвеев.

Автор:
Татьяна Понаморенко

Источник: