Итоги года

Театр живет сезонами – и с художественный руководителем Калининградского областного драматического театра Михаилом Анатольевичем Андреевым для больших интервью мы традиционно встречаемся, как правило, два раза в год – перед открытием очередного сезона и по его завершении. Но репертуарная, гастрольная и проектная жизнь театра невероятно насыщенна, а процесс осмысления результатов требует периодических рефлексий – поэтому сегодня мы подводим театральные итоги уходящего года. Или промежуточные итоги сезона – как вам больше нравится.


- Михаил Анатольевич, давайте начнем с ваших гомельских гастролей…


- В январе 2014 года в рамках договора о сотрудничестве в сферах экономики и культуры между Калининградской областью (Россия) и Гомельской областью (Беларусь) двумя театрами – нашим и гомельским - было принято решение о проведении обмена гастролями. Более того - гомельский театр пригласил нас на традиционный фестиваль «Славянские театральные встречи». Фестиваль проводится поочередно в трех театрах, которые являются его учредителями, - в Чернигове, Брянске и Гомеле. В этом году была очередь Гомеля - и фестиваль был посвящен 75-летнему юбилею гомельского театра. В июне, как вы помните, состоялись гастроли Гомельского драматического театра на нашей сцене. Они привезли такой легкий, летний репертуар, а мы поехали в Гомель с ответным визитом в ноябре – и перед нами стояла задача привезти спектакли разной жанровой направленности, различной театральной эстетики.

 

 

В рамках гастролей мы показали «Лорда Фаунтлероя» (спектакль, получивший четыре диплома всероссийской театральной премии «Арлекин»), комедию «Моя профессия – синьор из общества» и спектакль «Куклы». В результате случилась совершенно необычная – и для Гомеля, и для фестиваля - история, которая вызвала большой положительный резонанс: все спектакли понравились, зрители оценили уровень режиссуры, отношения к театральному делу, к созданию театрального продукта. И, конечно, и зрители, и театральные критики, которых там было порядка 6 человек, высоко оценили актерскую игру. Очень понравилась работа наших сценографов, композиторов, художников. А на фестивале «Славянские театральные встречи» мы представили спектакль «Валентинов день», который удивил гомельчан своими технологиями, своей трактовкой бытового, по сути дела, материала, пластическими решениями, стилизованным сценическим оформлением, спецэффектами.

 


- «Валентинов день» - спектакль непростой с точки зрения технологий, а у «Лорда Фаунтлероя» большой объем декораций. Как «выстраивали» спектакли на месте?


- Мы привезли целую фуру декораций. «Лорд Фаунтлерой» в этом плане - насыщенный спектакль. В «Куклах» декораций поменьше. А «Валентинов день» - это, прежде всего, бассейны, которые мы сделали специально под гастроли, но, конечно, и на нашей сцене они пригодятся. В «Валентиновом дне» еще и дождь, и окна, и снег, и ветер, и пух. Это все не самое сложное и уже давно везде используется, но когда все в одном спектакле - и все работает… цеха местные удивлялись: «И что - вы всегда так стараетесь с декорациями и у вас так всегда с переодеваниями? И каждый раз вот так целый планшет света выставляете?» Хотя в Гомельском театре технологические возможности тоже хорошие. Гастроли – это всегда проверка на слаженность работы, на мобильность и на профессионализм всех служб театра. Для актеров работа на новой сцене, взаимодействие и контакт с новым зрителем - это всегда очень ответственно. Тем более, что зритель в Гомеле отличается от калининградского.

 


- А каковы были отзывы коллег по цеху?


- Местные актеры не пропускали ни одного нашего спектакля, с огромным интересом смотрели и были восхищены. Любые гастроли - это еще и возможность пообщаться со своими коллегами и в чем-то показать себя. Гомельский театр сейчас в начале творческих реформ, они хотят двигаться вперед, развиваться, для чего были произведены замены и в творческом, и в административном руководстве театра, - а наши гастроли стали для них большим серьезным позитивом.

 


- Последние три года для Калининградского драматического театра были очень гастрольными – вы побывали в Москве и Санкт-Петербурге, в Израиле и Украине (в Одессе), теперь вот Гомель добавился. Как вы можете охарактеризовать приобретенный театром опыт организации гастрольной деятельности?


- Отправить театр на гастроли - это сложно и тяжело, но уже не является для нас проблемой. Сейчас мы прекрасно понимаем, в каком направлении нужно двигаться, и, хотя это технологически утомительно, но возможно. Главное - заранее все готовить. Я очень рад, что постановочная и административная части нашего театра научились хорошо справляться с этими задачами.


Калининградский зритель быстро развивается и очень быстро впитывает то, что мы для него делаем. И мы привыкаем - замыливается глаз, заигрываются какие-то сцены, иногда вырастают штампы. А гастроли - всегда стресс: это практически без репетиций, это другая сцена, другие технологические возможности, это все с колес и т.д. Но стресс дает адреналин для развития новых возможностей в спектакле. «Куклы» мы играем уже четвертый сезон, «Лорда» - шестой сезон, это хорошие, популярные у зрителя спектакли, поэтому очень важно поддерживать в них творческий тонус. Я в Гомеле не пропустил ни одного спектакля, я их смотрел – и не узнавал, потому что актеры играли по-другому. Другая обстановка, другой зрительный зал и, конечно, публика другая.

 

 

Публика в разных городах и странах реагирует на одни и те же вещи по-разному. В первый раз на это я обратил внимание в Питере, позже в Москве, а потом очень серьезно это было заметно в Одессе, где мы были с «Куклами». В искусстве театра нет тактильного контакта, но есть контакт глазами, словом, энергией. И взаимодействие с разнообразием зрительской реакции очень важно для актера. Наши актеры с этим хорошо справляются: в обычной жизни они внутренне эмоционально высоко организованы, но в контакте со зрителем сразу тонко чувствуют, где и на какие струнки стоит больше нажимать, где получить больше комплиментов, где этот комплимент вернуть зрителю и т.д.

 


- Театр живет сезонами, и мы с вами, как правило, обязательно делаем интервью к началу театрального сезона и по его завершении. Но сейчас хотелось бы подвести итоги не сезона, а года – театрального 2014-го года, в котором, помимо текущей работы над новыми спектаклями и гастролей, были еще и другие довольно яркие страницы, связанные с участием театра в различных проектах…


- Весной мы завершили очень сложный, ресурсоемкий двухгодичный российско-польско-литовский проект «Ромео и Джульетта». В течение года артисты театра принимали участие в проекте Калининградского регионального общественного фонда культуры «Литературный аудиотеатр». Презентация первого CD-сборника «Русские литературные юбилеи 2014. Двадцатый век», изданного при поддержке ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть», состоялась 12 ноября: литературный вечер мы устроили прямо на сцене театра, в декорациях к спектаклю «Без вины виноватые» по пьесе А.Н.Островского. Это было неожиданно, эффектно – и получился резонанс. Публика на презентацию собралась как на подбор - очень хорошая, развивающаяся интеллигенция, люди, профессионально понимающие, что такое культура, искусство, литература, люди, которые несут в себе положительный заряд энергии - с точки зрения всего того удивительного, что продлевает нашу жизнь. Эта энергия создает особую атмосферу - и тогда иначе работает актер, тогда иначе все происходящее воспринимает и другой зритель, который попал сюда по воле судьбы - случайно или специально, но впервые и неожиданно.


Проект «Литературный аудиотеатр» при поддержке регионального министерства культуры и с участием наших актеров готовит к выпуску второй CD-сборник - «Вдохновенные берега». В него вошли аудио-тексты по произведениям известных писателей и поэтов, написанным в Калининграде/Кенигсберге и его окрестностях либо навеянным пребыванием здесь. Надеемся, презентацией этого диска в таком же формате литературного вечера мы откроем Год литературы в Калининградской области.

 


- Для театра 2014-й год еще пока не завершен – только-только стартовал традиционный елочный марафон, 24 декабря начались ежедневные показы нового детского спектакля «Карлсон, который живет на крыше». Чем уходящий год особо ценен для вас?


- Надеюсь, «Карлсон, который живет на крыше», поставленный у нас режиссером из Перми Вячеславом Чуистовым, тоже станет одним из событий уходящего года. Год 2014-й мне, как художественному руководителю театра, дал очень много положительных эмоций - несмотря на волнения, трепет, слишком большое напряжение. А планов, заделов на будущие спектакли - еще больше. Я безгранично благодарен своим коллегам. Очень тяжелый был год, но люди справились с этим достойно. Где-то бухтят, где-то переживают, где-то, действительно, чего-то многовато для всех, но в целом – результат внушительный: хорошие работы, хорошие спектакли, хорошие проекты. Это все в общей массе - большой труд всех, кто работает театре: актеров, служб, административного персонала. Я доволен, что в уходящем году все так сложилось.


Фото: Геннадий Филиппович

Дизайн диска: Анна Санхип

Автор:  

Источник: