Новости
24.06.2019
Михаил Салес: «Семьсот лет прошло, а вот все как сегодня».
Новый, 73-й сезон Калининградского драматического театра откроется 21 сентября премьерой во всех отношениях. Это первая постановка исторической драмы "Королевская свадьба" Анны Бейнер. Над ней уже работает с актерами и постановочной группой народный артист России Михаил Салес.
- Михаил Абрамович, открывать новый сезон – дело ответственное. Для зрителей это импульс на дальнейшее посещение театра. Как вы отбираете материал для постановки?
- Гениального драматургического материала не так и много. Обычно, смотрю, чтобы было интересно, не менее 70% текста, иногда даже одна сцена или фраза дает старт всему процессу. Но самое главное - это актеры, которые могут выполнить задачи, их возможности. Если в театре нет своего принца, своего Гамлета, то дух Шекспира беспокоить не стоит. Мало кто знает, что дальше идет «застольный» период, разбор характеров, понимание действий персонажей. Сидим всем составом и вникаем, выясняем подтекстовые нюансы отношения полтора - два месяца. Русский театр - это не игра, а проживание на сцене. В кино переснимают один эпизод по 10 раз, а тут вышел - и живи до конца все три часа.
- А «Королевская свадьба» чем вас привлекла?
- Исторический материал крепкий, события - то реальные, все описано в исторических хрониках Франция. Подумать только 14-й век! Семьсот лет прошло, а вот все как сегодня. И король Филипп, первый Валуа на троне, потомок князя русского Ярослава Мудрого... Настоящий мужик: долг, честь - все несет в себе. И война, вечная война за власть, а потом приходит любовь. И в ее свете жизнь всего государства становится иной. И как бездарна жизнь тех, кто в ней не видит смысла. Любовь и Война. Вечные темы, философские, шекспировский масштаб, хотя пьеса написана пару лет назад.
- И кто из актеров Король, кого еще вы пригласили?
- Разумеется, заслуженный артист Марий Эл Александр Егоров. Такой масштаб только он вытянет. Его сын Хуан Добрый - очень противоречивая роль - Олег Яковенко, а роль "инферно"- Ясновидящей исполняет Наталья Салес. У них, поверьте, очень сложные задачи. И они, настоящие мастера сцены, играют не с "холодными носами". Они проживают в мире, где все ценности поставлены с ног на голову. Любовью называют выгоду, долг и честь - только для предвыборной агитации. Да, да, тогда короли тоже нуждались в "поддержке" при дележке престола. И вот появляется истинная красота, и видна эта фальшь. Вон по ТВ только и разговоров про "любовь" старого и молоденькой, модно стало "неравный брак", вроде как и этично, пока разводиться через год не начнут и делить деньги. А в этой пьесе все настоящее. И это так прекрасно, трогательно прекрасно, что любая неискренность в игре все погубит. Я решил, что имена этих актеров должны быть и на афише наравне с другими создателями премьеры.
-А кто работает в постановочной группе спектакля?
- Профессионалы очень высокого класса. Аркадий Фельдман как композитор не нуждается в представлении. Я его на проходные вещи не утруждаю. Художник по костюмам - Татьяна Старикова, не просто "модельер", как себя любят многие портнихи сейчас называть, а дипломированный еще советским дипломом художник по костюмам, мой единомышленник много лет. И сценограф Алексей Чебыкин, известный дизайнер, последние работы были сделаны вместе с ним. Могу сказать уверенно, декорации этого спектакля очень эффектны.
- Какую зрительскую реакцию вы бы хотели получить?
- Тишину, такую тишину, что муха пролети - слышно. Зритель - главный участник спектакля. Пьеса играется в его душе, а отражение - на сцене. Тогда, только тогда это искусство! А если в зале стук от падающих номерков (зритель уснул), то можно занавес закрывать, сон полезнее (смеется).
В советское время театр был трибуной, в перестройку - фармацевтикой, пилюлями от забот, сейчас, на мой взгляд, театр поднимает проблему, а зритель сам решает, стоит ли примерить и по размеру ли ему этот "костюмчик". Я грущу, что историю знаем, да не учимся. «Королевская свадьба» - это, скажем так, иллюстрированная строка Данте:"Любовь, чтодвижетсолнцеисветила". Кстати, великий флорентиец написал ее примерно в то же время, что и события пьесы.