Мы используем cookies

Во время посещения вами данного сайта Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.

Новости Новости

18.02.2018

«Искушение» — это психологическая драма и детектив

Михаил Абрамович, чем вам понравилась пьеса Эдварда Олби «Все в саду»?

Эта пьеса мне знакома очень давно, но до нее как-то не доходили руки. Это настоящая американская классика. Я очень люблю классику — это всегда добротная драматургия, закрученный сюжет, интересные диалоги. Режиссеру не нужно мучиться, внедрять что-то свое — мысли, идеи и т. д. На мой взгляд, «Все в саду» —  психологическая драма и детектив. История закручена невероятно и отличается от других — совсем недавно я поставил «Два мужа по цене одного», это такая, простите, одноклеточная история, и я ее ставил по законам одноклеточной, потому что так написана пьеса. Мы посовещались с Михаилом Анатольевичем Андреевым и позволили себе сделать названием спектакля «Искушение», а не как у Олби — «Все в саду». В советское время эта пьеса ставилась очень редко.

Удивительно, ведь она наглядно демонстрирует «их нравы» — любовь к деньгам, отсутствие принципов.

А в подтексте просматривается, что и у нас так же. Достаточно посмотреть фильм «Дело гастронома №1» — такая же мафия была и у нас. Просто на Западе об этом открыто говорили, а в СССР ничего такого не было, и секса тоже — как мы родились и жили, не могу понять.

Поэтому я считаю, что театр должен очень эмоционально поднять проблему, а дальше пусть думают зрители. Если они ушли из театра и задумались, значит еще придут. А если после спектакля их спрашивают знакомые: «Ну, что вы смотрели?», а они отвечают: «Вроде смеялся, а по какому поводу, не помню», значит уже могут и не вернуться.

В советское время театр был трибуной. Я сам играл Сергея Мироновича Кирова, и никогда не забуду, как говорил: «Всех врагов Советской власти — расстреливать на месте!», а зал отвечал аплодисментами. Всегда — я много лет играл эту роль. Тогда мне казалось, это здорово, а сейчас я понимаю, что такое это было. Поэтому нужно ли удивляться тому, как мы живем сегодня?

В период перестройки театр стал аптекой, мы начали давать рецепты — как выжить в это ужасное время. Налетели на чернуху, я ее прошел от и до, и какие только пьесы не ставил. А сейчас, с моей точки зрения, театр переживает очень хороший период, когда он задает вопросы, а решение зрители ищут сами.

«Все в саду» — пьеса старая, но ее — не люблю слово «актуальность» — необходимость сегодня необыкновенная. В ней есть действующее лицо — Джек (его репетирует мой любимый актер Саша Егоров), так вот у этого Джека есть совершенно гениальный и совершенно странный монолог — он сравнивает Пикассо с коровой и задает вопрос — что важнее, душа или деньги? Я, как в басне «Лиса и виноград», всегда имея немного денег, говорил, что это неважно, а теперь, уже будучи зрелым человеком, прихожу к выводу, что деньги дают очень многое — и радость, и счастье, и даже здоровье. А как оно на самом деле — пусть каждый решает сам, ведь восприятие у всех разное.

Чем, помимо материала, спектакль «Искушение» будет интересен зрителям?

Над ним работает художник Алексей Чебыкин, с которым мы делаем уже третий спектакль. Он архитектор, никогда не был художником в театре, но это удивительный человек и высококлассный художник — декорации сделаны очень талантливо. Они довольно своеобразные, решены в интересной цветовой гамме. Понятно, что мы вместе все делаем — я никогда не отдаю постановку полностью на откуп художнику, идеи все равно должен в него вложить. И в этом спектакле я позволил такую вольность: у Олби все происходит в доме, а я перевел действие во двор. И у нас, что называется, предсад. Думаю, что зрителям это понравится, работы Чебыкина в спектаклях «Власть тьмы» и «Два мужа по цене одного» очень хорошо воспринимают.

Татьяна Эдуардовна Старикова, художник по костюмам, с которой я работаю уже лет тридцать, если не больше — достаточно ей дать идею, и она находит прекрасные решения. Будет на что посмотреть и в новом спектакле. Музыка интересная — Дюк Эллингтон, совершенно гениальный композитор. Я взял его знаменитые композиции, по-моему, они очень подходят.

Когда мне задают вопрос: «Чего вы хотите?», всегда отвечаю — хочу при жизни быть признанным. Это мой закон. Мне нравится, когда зал полон, я для этого делаю спектакли. А еще журналисты часто меня спрашивают об успехе спектакля «Лорд Фаунтлерой» — почему он идет девять лет на абсолютных аншлагах? Когда я размышлял об этом, подумалось: мне удалось сделать так, что взрослый зритель, смотря этот спектакль, становится ребенком, а ребенок — взрослым. Люди эмоционально воспринимают происходящее на сцене. А поскольку все мы далеко не в сказке живем, то хочется сказки — и в «Лорде Фаунтлерое» она есть.
С годами я пришел к выводу: каким бы черным ни был тоннель, белое пятнышко в конце должно появиться. Я должен дать надежду. Раньше мы верили в партию, в коммунизм, а теперь мне кажется, что надо верить в Бога. Я думаю, когда человек по-настоящему верит, ему легче умирать. И если он верит, что ТАМ есть продолжение, что после смерти его ждет что-то лучшее, пока живет, старается меньше пакостей делать.

Не факт.

И тем не менее. Люди похожи.

По какому принципу вы подбирали актеров для своего нового спектакля?

Как я уже говорил, Джека репетирует Александр Егоров, Дженни — Наталья Салес, Ричарда — Олег Яковенко. Это мое трио, которое я очень люблю — мы в одну сторону смотрим. Это очень важно. Меня учили: когда актер доверяет режиссеру, а режиссер актеру, знак плюс должен обязательно получиться.

Ко всем актерам я отношусь очень хорошо. Всегда, особенно в последние годы, я начинаю репетицию со слов: «Ребята, кому тяжело и не нравится, положите роли и идите. Я уже не руководитель — режиссер-постановщик, никаких репрессий не могу устроить, а Михаил Анатольевич у нас очень либеральный, очень тактичный человек. Надо работать при одном условии — если мы доверяем друг другу». Это важный нюанс, который я не могу объяснить. Я отбираю таких актеров, которые любят трудиться. Я сам больной трудоголик, у меня самый тяжелый день — выходной. За пятьдесят с лишним лет я так и не научился отдыхать. И моя супруга все время ругается, потому что я всегда что-нибудь придумываю. Это диагноз.

Я не верю в артиста, который стоит за кулисами, говорит о пельменях и тут же выходит и что-то изображает. Необходимо сделать так, чтобы артисты не играли, а жили на сцене, чтобы все были в ансамбле. Барабан не должен забивать первую скрипку, это очень важно. Согласованность — это не когда мы одновременно делаем физкультурные упражнения, а когда работаем в одном ключе, в одном направлении. Не одинаково мыслим, а единомыслим.

Если актеры играют хорошо, виноват режиссер, если плохо — тоже режиссер. Режиссер — это абсолютная ответственность, а значит, его слово должно быть решающим.

В. Берг

Источник:
 

Уважаемые зрители! Сообщаем вам, что касса театра с 1 по 31 июля работать не будет. Билеты на спектакли августа и сентября можно приобрести онлайн на сайте dramteatr39.ru