КАЛИНИНГРАДСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ

ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

АЛЕКСАНДР ФЕДОРЕНКО

Основная сцена

Адольф Адан

ЖИЗЕЛЬ

Балет в двух актах/ ГАСТРОЛИ "Русского национального балета", г. Москва

Возрастное ограничение: 0+

Создатели спектакля

Балет в двух актах:

Композитор – Адольф Адан

Либретто – Анри де Сен Жорж, Теофиль Готье, Жан Коралли 

Хореография – Ж. Перро, Ж. Коралли, М. Петипа 

Редакция – Елена Радченко 

Сценография – костюмы : Сергей и Елена Радченко

О спектакле

Премьера спектакля была показана в июне 1841 года. Несмотря на знойное летнее марево, весь Париж собрался в театре Гранд—опера. Зрители пришли оценить достоинства нового балета, в работе над которым объединились Адольф Адан— один из самых модных композиторов Парижа, прославленный поэт Теофиль Готье и модный сценарист Жюль—Анри Сен—Жорж, плодовитый хореограф Жан Коралли и его соперник Жюль Перро (его имя даже не попало в премьерные афиши).

«Жизель» —трогательная история любви пейзанки и знатного дворянина, переплетясь с поэтичным славянским поверьем о девушках, умерших до свадьбы и по ночам поднимающихся из своих могил, чтобы утолить не исчерпанную при жизни страсть к танцам, отлично вписывалась в романтическую атмосферу эпохи. Сюжет давал также возможность создать на сцене роскошное зрелище с многочисленными выходами, танцами, шествиями и фантастическими полетами. Этот пестрый стиль издавна культивировался европейским балетом и был любим публикой.Однако, отошел в прошлое романтизм. Вместе с ним, как казалось в Европе, канула в воспоминания и «Жизель». Век отдал предпочтение шумным праздникам, пышным феериям и торжественным парадам. И все же «Жизели» суждено было пережить свою эпоху. Более того — превратиться в спектакль—легенду, остаться бесспорной вершиной романтического балета.

Через год после парижской премьеры, в 1842 году, «Жизель» была показана в Петербурге, чуть позже — в Москве. С тех пор этот балет никогда надолго не покидал русской сцены и обрел выдающихся исполнительниц заглавной роли, чья слава затмила славу первой Жизели — знаменитой Карлотты Гризи. Из сентиментально—красивой истории об обма­нутой любви «Жизель» постепенно превратилась в поэму о доверии, которое было предано, и любви, которая оказалась сильнее смерти.

На петербургской и московской сценах «Жизель» неоднократно усовершенствовали. Сначала это был один из авторов балета — Жюль Перро, затем — Мариус Петипа. Они отсекли от спектакля все несущественное, второстепенное, чтобы приковать внимание к сути драмы. Величие любви, убить которую невозможно, и очищение человека, возвышенного и просветленного этим чувством, стало главной темой «Жизели». С той поры балет оставался почти в неприкосновенности, столь безупречны казались его драматургия и хореография.

Однако даже совершенные спектакли меняются в соответствии со вкусами и настроениями времени. И современные хореографы неизменно стремятся подчеркнуть в «Жизели» все новые и новые нюансы, но при этом стараются не повредить веками испытанную на прочность хореографическую ткань спектакля.

 

KРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Действие первое

Граф Альберт, влюбленный в крестьянскую девушку Жизель, скрывает свой титул. Другой поклонник Жизели, лесничий Ганс, пытается объяснить ей, что Альберт не тот, за кого выдает себя, но Жизель не хочет его слушать. Оставшись один, Ганс проникает в охотничий домик и похищает шпагу Альберта с графским гербом. Звуки рога возвещают о приближении охотников, среди которых невеста графа Батильда и ее отец. Они остановились отдохнуть в деревне. Невеста графа, очарованная непосредственностью и красотой Жизели, дарит девушке дорогую цепь. Охотники уходят, и крестьяне начинают свой праздник – день урожая. В разгар веселья появляется Ганс. Он обвиняет Альберта во лжи и в доказательство показывает шпагу графа. Жизель не хочет верить. Тогда Ганс трубит в рог, и перед смущенным графом предстает его невеста. Жизель в отчаянии. Рассудок ее мутится. Она умирает.

Действие второе

Полночь. Ганс пришел на могилу Жизели. Появление вилис пугает его. Вилисы поднимаются из своих могил и всех, кто появляется на кладбище в это время, заставляют танцевать до тех пор, пока человек не падает мертвым. Повелительница вилис Мирта вызывает из могилы тень Жизели, чтобы принять ее в хоровод вилис. К могиле Жизели приходит и граф Альберт. Его горе и отчаяние трогают Жизель. Она прощает Альберта. Окруженный хороводом вилис появляется Ганс. Вилисы снова и снова заставляют его танцевать и, закружив, бросают в озеро. Такая же участь ждет и Альберта. Мирта повелевает ему танцевать. Жизель молит Мирту отпустить Альберта, но та непреклонна. Светает. С восходом солнца вилисы теряют свою силу. Альберт спасен. Жизель прощается со своим возлюбленным. И теперь уже навсегда.

Оставьте свой отзыв

Спасибо за отзыв!

Ваше сообщение проверяется модератором и в скором времени будет опубликовано.