Наследники серебряного века

музыкально-поэтическая программа ,

Продюсер Евгения Романова (Центр социальных и культурных проектов «Театральная площадь»)

Режиссер Вячеслав Виттих

Действующие лица и исполнители:

Алексей Грызунов, Диана Горбунова, Анатолий Лукин, Людмила Зиновьева, Петр Мутин, Надежда Ильина, Олег Яковенко, Мария Савельева, Максим Пацерин.

Стихи и романсы на стихи поэтов Серебряного века: Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Иннокентий Анненский, Владимир Маяковский, Иван Бунин, Сергей Есенин, Марина Цветаева, Александр Блок, Валерий Брюсов, Николай Клюев, Александр Вертинский, Игорь Северянин, Татьяна Толстая.

Исполняют артисты Калининградского областного драматического театра и Калининградский областной оркестр русских народных инструментов (художественный руководитель и дирижер Андрей Степаненко).

Инструментальные произведения композиторов С.Рахманинова, А.Глазунова, А.Лядова, В.Андреева, В.Бибергана в исполнении Калининградского областного оркестра русских народных инструментов.

Проект проводится в рамках Дней литературы в Калининградской области и реализован при финансовой поддержке министерства культуры Калининградской области.

Художественная культура рубежа XIX-XX веков – важная страница в культурном наследии России. Это был период обновления разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления, «всеобщей переоценки ценностей». Николай Бердяев, называвший это явление «русским культурным ренессансом» (или «русским духовным ренессансом»), так описал его: «Сейчас можно определенно сказать, что начало XX века ознаменовалось у нас ренессансом духовной культуры, ренессансом философским и литературно-эстетическим, обострением религиозной и мистической чувствительности. Никогда еще русская культура не достигала такой утонченности, как в то время».

На 2015 год, объявленный в России Годом литературы, приходятся юбилейные даты нескольких поэтов – ярких представителей эпохи Серебряного века, в том числе - Александра Блока и Сергея Есенина. Поэтические тексты этих поэтов легли в основу музыкально-поэтической программы «Наследники Серебряного века». Программа дополнена поэтическими текстами других поэтов Серебряного века – Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама, Иннокентия Анненского, Ивана Бунина, Владимира Маяковского, Марины Цветаевой, Валерия Брюсова, Николая Клюева, Игоря Северянина. Особую роль в программе играют романсы на стихи поэтов Серебряного века, в том числе, песни Александра Вертинского, а также произведения композиторов той эпохи, специально написанные для оркестра русских народных инструментов либо аранжированные для оркестра его художественным руководителем Андреем Степаненко. Такое сочетание живого исполнения поэзии Серебряного века и живого звучания оркестра народных инструментов - единственного в регионе профессионального коллектива, деятельность которого направлена на популяризацию отечественной академической исполнительской школы на народных инструментах, - образует инновационную составляющую данного проекта и демонстрирует глубинную целостность и единство русской культуры во всех ее проявлениях.

Именно на период Серебряного века приходится пик популярности созданного в 1887 году Великорусского оркестра русских народных инструментов В.В.Андреева, творческая и просветительская деятельность которого до сих является примером для ныне существующих оркестров русских народных инструментов. («Вальс метеор» В.Андреева в исполнении Калининградского областного оркестра русских народных инструментов откроет программу.) Появление оркестра дало толчок развитию в русском обществе широкого увлечения народными инструментами (особенно балалайкой) – тоже своеобразный ренессанс, по Бердяеву. Народные инструменты стали пользоваться широким спросом, в связи с чем выросло их производство мастерами музыкальных инструментов, поддержанное введением обучения игры на них в войсках. Стали издаваться школы и ноты (преимущественно аранжировки народных песен, оригинальные композиции, вальсы и другие сочинения). Оркестр Андреева с успехом гастролировал по России; в 1889, 1892 и 1900 выступал в Париже. Репертуар Великорусского оркестра включал обработки русских народных песен, сочинения Андреева (вальсы, мазурки, полонезы), переложения популярных произведений отечественной и зарубежной музыкальной классики. Композитор А.К.Глазунов (которому в 2015 году исполняется 120 лет) посвятил оркестру «Русскую фантазию» (исполнена впервые в 1906 в Петербурге). В 1908-11 Великорусский оркестр гастролировал в Германии, Англии, Франции, США, где имел огромный успех. Создатель и руководитель оркестра Василий Андреев, виртуозно владея техникой игры на балалайке, выступал в качестве композитора для своего инструмента и для великорусского оркестра, а также заведовал постановкой обучения игре на русских народных инструментах в войсках гвардии.