Новости Новости

04.12.2021

Режиссер Роман Бокланов: «Моя задача - чтобы было больно, но светло»

Режиссер Роман Бокланов: «Моя задача - чтобы было больно, но светло»

10, 11 и 12 декабря нас ждет премьера «ГИПС». О себе и новом спектакле рассказал его режиссер-постановщик Роман Бокланов. В свои 28 лет он много чего успел. В этом году постановка Романа Бокланова «Меня удочерила Горилла» на сцене питерского Большого театра кукол вошла в лонг-лист «Золотой маски». 9 октября он открыл свой «Типа театр» в Санкт-Петербурге. Недавно режиссировал церемонию закрытия Большого детского фестиваля в Москве. Теперь Роман Бокланов с художником Оганесом Айрапетяном и композитором Максимом Морозовым готовит к выпуску премьеру «Гипс» на нашей сцене.

О себе

По первому образованию я артист театра кукол. В театральную профессию пришел не совсем осознанно, сначала занимался танцами. Хотелось творчества, и я пошел в актеры, хотя мама говорила, что мне скоро станет скучно. Почему в актеры театра кукол: там есть фактура, пластика, поле для экспериментов - все на синтезе. Сейчас идет смешивание искусств. И я счастлив, что теперь получил больше возможностей. Потом преподавал в Новосибирском государственном театральном институте актерское мастерство кукольника и сценическое движение.

Пришел артистом в новосибирский театр «Старый дом» – классная труппа, много спектаклей. Думал: странно, почему не все режиссеры видят и используют фактуру артиста, а ломают его под свою идею, не разглядев, что у него болит. И понял, что мне интереснее придумывать самому, когда актеры делают свои пазлы, а я их соединяю. Наверно потому, что я сам из актеров, для меня не так уж важен режиссерский театр. Я могу быть диктатором только в требовании от них свободы, не того, как правильно, а как они бы это сделали. Зато в конце возникает полное взаимопонимание.

Еще 5 лет учился в РГИСИ при Большом театре кукол у Руслана Кудашова. Там мы работаем актерами, выпускаем и свои спектакли. Это один из ведущих театров кукол в России, и я из него не ухожу. Хотя прошлый год был мощный – стали куда-то звать, я активно ставил, сделал 5 постановок. И вот мы открыли «Типа театр». Пока у нас три спектакля: один из них мой, еще я позвал двоих однокурсников. Присмотрел их работы на Международном фестивале в БТК. Грант мы не выиграли, поэтому сделали спектакли собственными силами, за свой счет. Но смогли заработать денежку, и наши актеры остались довольны.

Теперь с Оганесом Айрапетяном и Максимом Морозовым готовим премьеру «Гипс» в Калининграде и параллельно – церемонию закрытия Большого детского фестиваля в Москве.

Роман, вас действительно волнуют детские проблемы?

А разве они детские? Я обожаю современную так называемую «детскую» литературу. Сейчас вообще у нее золотой век, и обожаю издательство «Самокат», у меня дома целый шкаф их книг для детей и подростков. Скандинавы делают просто нереально крутые тексты, Россия тоже не отстает. Раньше подрастающим зрителям предлагали классические сказки. А сейчас с ними уже можно разговаривать и о разводе, и о смерти. Главное – как ты говоришь с детьми. И мне кажется, классно поднимать эти темы, чтобы у родителей была возможность с ними после спектакля все обсудить.

Как в вашей-нашей жизни возник «Гипс»?

«Гипс» мне посоветовала моя мама Евгения Михайловна. Я привожу новые книжки домой в Новосибирск, она с удовольствием их читает. Спросил, какая больше понравилась, она назвала эту и еще несколько классных вещей. Когда сам прочел, я был в восторге, хотя не понимал, как это поставить. Но во мне что-то отозвалось, и я решил, что это надо делать, стоит пуститься в это путешествие.

Вроде там про Нидерланды, другая страна и ментальность, но все темы очень близки нам. Чувствую, что молодые ребята, родители готовы говорить с детьми о разводе. В книге – о том, что каждый третий брак распадается, а в России на сегодня – каждая вторая пара. Поэтому очень много ребят, которых воспитывает одна мама или бабушки и дедушки.

Так этот спектакль для детей или родителей?

Спектакль семейный. Формально будет маркировка 12+. Но это понятно и подросткам от 10 лет, и конечно, это тема для родителей, тех же бабушек-дедушек. То есть для многих семей. Я вообще за то, чтобы были такие спектакли, на которых никому не будет скучно. Поэтому стараюсь придумать определенный план, интересный взрослым. Это важно для диалога после просмотра.

О чем, если коротко?

О чем? О любви и страхе. О страхе потерять эту любовь, что актуально и для персонажей, и для нас. О травмах, реальных и надуманных, но не менее болезненных. О том, как их лечат. В нашем случае это история одного развода.

Взрослым актерам придется перевоплотиться в подростков?

Это вопрос, как сделать, чтобы нам поверили. Мы обращаемся к внутреннему миру человека. Я исхожу из того, что все эти чувства переживали и наши актеры. Чтобы максимально сблизить их со своими персонажами, мне захотелось включить в спектакль их собственные истории. Исполнителям главных ролей я дал задания, чтобы они написали о жизни после развода, взаимоотношениях с родителями, любимыми людьми - в своем представлении. В этих документальных фрагментах они расскажут, как сами сталкивались с подобными проблемами. То есть полного погружения не будет. Актеры остаются взрослыми людьми, которые немного отстранены, сами говорят, что играют и насколько это им близко.

Как это будет выглядеть на сцене?

Художнику задачу конкретную не ставлю, а обозначаю свое внутреннее ощущение от материала. Все происходит в Рождество, но не хотелось бы делать спектакль новогодним. У Оганеса возникла идея поместить на сцену множество больших розовых медведей, подарки, которым все радуются. Но эти розовые мечты становятся бессмысленными и даже раздражающими на фоне больницы, когда возникает ситуация слома, разобранности. К тому же по нашему внутреннему ощущению, подросток – как большой неуклюжий медведь, от которого можно ожидать чего угодно, а в его восприятии – это как раз взрослые такие… Главное у нас – не визуальный ряд, а психология, внутренние переживания персонажей, которые передают артисты. А костюмы у них вполне обычные, современные.

Какая музыка может попасть во вкусы «семейной» аудитории? 

Для меня важен понятный текст и ритм, создающие атмосферу спектакля. Музыкальное оформление будет делать мой однокурсник, режиссер, художник по свету, лидер рок-панк группы «Привет, Бендер!» Максим Морозов. Он может абсолютно все. Это обязательно живая музыка в исполнении актерской рок-группы: электрогитара, барабаны, синтезатор, бас-гитара. Тексты пока в секрете, но это будет электрическое звучание, конечно, не то, чтобы жесткий панк-рок, моя задача: чтобы было больно, но светло…

Почему надо смотреть «Гипс»?

Я сам пишу инсценировку, и хочу сказать, что несмотря ни на какие события в семье, обстоятельства развода, мир не рушится. Хотя все начинает трещать по швам, и родители оказываются не идеальными людьми. Но главное, что они ими остаются, по-прежнему есть мама и папа. Да, для ребенка это шок, но он начинает осознавать себя. Маленький человек отделяется и начинает воспринимать себя как личность, понимать, что у каждого - свое право. Он уже не ребенок, но и не взрослый, а где-то между.  Происходит взросление. Для родителей это посыл, что важно не расставаться врагами, ведь вы когда-то выбрали друг друга, у вас была любовь. Но раз вы не можете быть вместе, надо сохранить неконфликтные отношения ради детей. Надеюсь, увиденное зацепит каждого.

Беседовала Лидия Пименова.

Уважаемые зрители!
В связи с трагическими событиями в Москве, премьера спектакля "НАШЕ ВСЕ" 23/24 марта отменяется и переносится, балеты "Жизель" и "Лебединое озеро" 25 марта отменяются. Денежные средства за билеты купленные онлайн вернутся автоматически. Билетные чеки приобретенные в кассе театра можно вернуть в течение ближайших 10 дней.