Художник-постановщик спектакля «Добрый человек из Сезуана» Владимир Павлюк (Санкт-Петербург) говорит о главной задаче художника и, листая эскизы сценографии, объясняет, как он ее решил:
- Главная задача художника здесь – совместить гармоничный традиционный Китай и современный западный техногенный мир, отобразить их слияние. Посмотрите, в первом акте авансцена и портальные двери оформлены в эстетике стали и бетона – в противовес красочному гармоничному миру Китая на самой сцене. А к финалу спектакля от китайского колорита на сцене уже ничего не останется, только металлическая серость и лаконичная индустриальная графика новой жизни (вместо ширм – жалюзи). Авансцена завладела всей сценой. На дереве во втором акте уже нет цветов. Но мы в финале все-таки оставляем надежду.
Эскиз: пролог спектакля
Спектакль многослойный, своя драматургия - в каждом слое: в брехтовском тексте, в режиссуре, в костюмах и сценографии. Как говорит Владимир Павлюк, костюмы – условно – разделены на две группы:
- Первая группа, очень большая – китайская, вторая – совместная китайско-европейская. Боги приходят европейцами, а уходят китайцами – гораздо более китайцами, нежели китайцы, которых они оставляют в новом серо-стальном индустриальном мире. Основной костюм для всех китайцев во втором акте – это серые робы и деловые костюмы. Боги будто забирают у китайцев их традиционные колоритные костюмы – и становятся похожи на туристов, покидающих экзотическую страну. Или – может быть, становятся больше людьми, нежели богами. Но люди всегда остаются людьми.
Бертольд Брехт, как известно, был коммунистом, чем во многом объясняется его популярность в СССР. Спрашиваю Владимира Павлюка, о чем сейчас можно ставить Брехта. Сначала отвечает, что лучше спросить у режиссера…
- У Брехта про бедных и богатых, по угнетенные массы и т.д., но у нас этого не будет, - говорит Владимир Павлюк. – В нашем спектакле главная тема – проблема человеческого выбора и его последствий: быть добрым и щедрым, но бедным и слабым, - либо быть злым и расчетливым, но богатым и сильным. Мы не говорим: капитализм – это плохо. Он просто есть. Просто на Восток пришла другая цивилизация– техногенная. А китайцы ведь быстро все впитывают, перенимают, в том числе и западный дресс код – поэтому костюмы в финале у всех одинаковые.
Художник Владимир Павлюк и исполнительница главной роли актриса Марина Юнганс
«Добрый человек из Сезуана» - пьеса-парабола, которую считают одним из ярких воплощений брехтовской теории эпического театра. Черты параболического повествования предполагают некий второй план, определяющий истинный смысл и задачи пьесы. В переводе с древнегреческого «парабола» – «сравнение, сопоставление, подобие, приближение».
- Эта пьеса не простая, - говорит художник спектакля Владимир Павлюк. - Брехт писал ее в общей сложности более 10 лет, замысел возник в 1930 году, а закончил он пьесу в 1941-м. Драматург в иносказательной форме описывает то, что происходило тогда в Европе, персонажи – это европейские страны. Можно сопоставить тогдашнюю международную обстановку в период от Первой до Второй мировой войны – и все разгадать. Брехт заложил в пьесу политику и прикрыл ее Китаем. По сути, судьба главной героини Шен Те – это судьба немецкого народа в видении Брехта. Но не в нашем. Сейчас можно провести много параллелей – и судьба Шен Те может оказаться судьбой любого народа. Мы люди культуры, но - хотим мы того или нет - политика на нас влияет. Хотя в данном случае это спектакль не политический.
Фото: Геннадий Филиппович.