Данная постановка — продолжение перформативной читки, которая проходила в театре осенью 2017 года. Этот формат широко распространен в Польше и других странах Европы. 

О своей работе рассказывает режиссер Мачей Виктор:

c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_spektakl-v-kotorom-nikto_0.jpg— Спектакль «Самый легкий способ курить» поставлен по пьесе Михаила Дурненкова, это очень хорошее, современное произведение. Там есть возможность поэкспериментировать, использовать другие форматы и тексты, которые на большой сцене могут быть не так интересны. Это трагикомедия, где происходит много странных, страшных вещей, оборачивающихся комедией.

 

А еще «Самый легкий способ курить» — очень трогательный, жизненный спектакль, в котором никто ничего не курит. Он рассказывает о современных молодых людях — об их любви, выборе, счастье, будущем. Все с юмором и динамикой.

В спектакле есть просто потрясающие сцены: например, герой приходит устраиваться на работу, и ему говорят: «Вы будете работать народом. Мы будем ставить на вас разные опыты, а вам ничего не скажем. Зарплата — восемьдесят рублей в месяц».

Формат постановки будет прежде всего актерским, так как в ней имеется пространство для прекрасных ролей, и текст тоже мощный. Эту пьесу в России, по-моему, вообще не ставили, поэтому я решил, что надо дать зрителю возможность встретиться с авторским текстом. Я уважаю зрителя, его время и потребности.

Сценография в «Самом легком способе курить» концептуально минималистичная. Мы хотим доказать, что можно создать прекрасный спектакль при помощи девяти стульев. Костюмы современные. Пластикой занимается польский хореограф Миколай Миколайчик, с которым мы работали над спектаклем «Оркестр Титаник».

Зрителей привлекут хороший текст, прекрасные актеры, интересная тема. Это другой формат театра, он ориентирован на тех, кто любит театр. Все очень доступно, нет того, что сегодня многим мешает (особенно молодежи): лишней бутафории, искусственной игры, каких-то клише — это непереваримо. 

Я пытаюсь найти точку соприкосновения, которая будет интересна и более опытным зрителям, и молодым, у которых уже другое восприятие жанров. Хочется сделать, чтобы это было свежо, легко, проникновенно и смешно. Без нафталина и какой-то клюквы.

 

Генеральная репетиция показала — Мачею Виктору удалось реализовать задуманное. Пьеса, в которой поднимаются социальные, религиозные, политические и общечеловеческие вопросы, была преподнесена талантливо, ярко и динамично. В ней появилась своя изюминка — с помощью пластики и обычных стульев актеры смогли передать тонкости взаимоотношений героев, их душевное состояние, мысли и даже пространственно-временную среду.

События в спектакле развиваются по нарастающей. Временами кажется, что ты находишься в поезде: состав медленно отходит от станции, за окном еще различимы знакомые места, с которыми связаны какие-то воспоминания или ассоциации; затем скорость постепенно увеличивается, глаз подмечает новые любопытные детали, появляются связанные с ними мысли, эмоции и впечатления. А потом, когда заоконный пейзаж превращается в одну пеструю ленту, когда захватывает дух от скорости, с которой ты проносишься мимо чужих, неизведанных миров, внезапно понимаешь — поезд неуправляем, и вот-вот произойдет катастрофа.

Ощущение приближающегося Апокалипсиса не покидает на протяжении всего спектакля, вспоминается цитата из Библии: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие». И взрыв происходит. Вернее, не так — сначала следует долгое, пронзительное ожидание взрыва, потом сам взрыв, а после — начинается новая жизнь, лучше или хуже — непонятно.

Актерский ансамбль смотрится очень целостно и неразрывно связан со средой сценического пространства. Каждая из героинь спектакля олицетворяет определенный момент человеческой жизни: умирающая, статичная Соня (Анастасия Соколовская) — прошлое; эмоциональная, беспокойная Екатерина (Елена Носырева) — настоящее; экспрессивная, агрессивная Татьяна (Любовь Орлова) — будущее. Глядя на них, вспоминаешь фильм Педро Альмодовара «Женщины на грани нервного срыва». 

Мужчины-герои более аморфны, они существуют вне времени и ситуации, предпочитая создавать видимость действия, а не действовать. По сути, Костя (Максим Пацерин), Дима (Василий Швечков-младший) и Валерий Ильич (Пётр Мутин) — так и не повзрослевшие подростки, Саша-Коля (Алексей Переберин) — олицетворение государственной системы, а Пабло (Максим Махинов) — человек из толпы. Исключение составляет Роман (Антон Контушев), который, несмотря на всю свою комичность, знает, чего хочет, и действует.

Актеры убедительны, работают очень живо, напряженно, с юмором. Думается, что зрителям понравятся и создаваемые ими художественно значимые образы, и сам спектакль — интересный и объемный.

c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_spektakl-v-kotorom-nikto_2.JPG c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_spektakl-v-kotorom-nikto_3.JPG c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_spektakl-v-kotorom-nikto_4.JPG c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_spektakl-v-kotorom-nikto_5.JPG
c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_spektakl-v-kotorom-nikto_6.JPG c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_spektakl-v-kotorom-nikto_7.JPG c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_spektakl-v-kotorom-nikto_8.JPG c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_spektakl-v-kotorom-nikto_9.JPG
c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_spektakl-v-kotorom-nikto_10.JPG c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_spektakl-v-kotorom-nikto_11.JPG c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_spektakl-v-kotorom-nikto_12.JPG c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_spektakl-v-kotorom-nikto_13.JPG
c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_spektakl-v-kotorom-nikto_14.JPG c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_spektakl-v-kotorom-nikto_15.JPG c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_spektakl-v-kotorom-nikto_16.JPG c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_spektakl-v-kotorom-nikto_17.JPG
c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_spektakl-v-kotorom-nikto_18.JPG c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_spektakl-v-kotorom-nikto_19.JPG c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_spektakl-v-kotorom-nikto_20.JPG c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_spektakl-v-kotorom-nikto_21.JPG
c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_spektakl-v-kotorom-nikto_22.JPG c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_spektakl-v-kotorom-nikto_23.JPG c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_spektakl-v-kotorom-nikto_24.JPG c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_spektakl-v-kotorom-nikto_25.JPG
c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_spektakl-v-kotorom-nikto_26.JPG c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_spektakl-v-kotorom-nikto_27.JPG c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_spektakl-v-kotorom-nikto_28.JPG c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_spektakl-v-kotorom-nikto_30.JPG

Текст и фото - Виктория Берг

Источник: