Новости Новости

27.02.2021

На III-м Балтийском культурном форуме театры сверили часы

Делегация калининградской драмы во главе с художественным руководителем Александром Федоренко участвовала в работе ежегодного регионального форума, который прошел в Светлогорске.

Министр по культуре и туризму Калининградской области Андрей Ермак напомнил девиз этой традиционной встречи профессионалов без галстуков: «No culture no future». Вице-премьер правительства Алексей Силанов пожелал участникам успешных дискуссий, а с экрана прозвучали онлайн-приветствия спецпредставителя Президента РФ Михаила Швыдкого, министра культуры РФ Ольги Любимовой, генерального директора Большого театра Владимира Урина.
На площадках форума десять руководителей успешных российских театров обменялись с калининградскими коллегами опытом выживания в условиях пандемии. Круглый стол на тему: «Театр в условиях нового времени» провел директор государственного академического театра им. Е. Вахтангова Кирилл Крок. На примере работы своего коллектива он рассказал, из чего складывается зрительский и финансовый успех. На первом месте - бренд театра, на втором - «живые» спектакли: «Искусство театра – это только здесь и сейчас. Интереснее, чем человек в луче света, не придумано ничего» - отметил руководитель театра со 100-летней историей.
Кирилл Крок также подчеркнул: «Без нас, режиссеров и критиков театр проживет, а без зрителей – никогда. Чем разнообразнее репертуар, тем больше выигрывает театр. Хорошо сделанные спектакли сами себя продвигают через «сарафанное радио». Театр - это еще много чего: зритель настраивается, как на праздник, посещает буфет, выключает телефон, потом общается в соцсетях… Не портите впечатление зрителя о театре!" По данным Кирилла Крока, из-за пандемии «вахтанговская империя на Арбате» потеряла почти половину доходов. По его мнению, работа в интернете себя не оправдала: «Театром надо заниматься, а не мифическим онлайном» - сказал заслуженный работник культуры.
Разговор о жизни и компетенциях, накопленных во время пандемии, продолжился во время панельной дискуссии руководителей театров Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Воронежа, Екатеринбурга. Потери за 2020-й у всех - колоссальные. Многие театры в этот период серьезно поддержали власти, некоторые – еще и зрители, которые не требовали назад своих денег и даже купили билеты с открытой датой. Директора делись своими "антикризисными" проектами (читки, архивные спектакли, интервью, мастер-классы). Из плюсов: занятость актеров, продвижение театра и поддержка коммуникации со зрителями. Но по общему мнению, создавать спектакли в онлайне – это путь в никуда.
Каждый из десяти гостей поведал о своих уроках, полученных в период театрального локдауна. Речь также шла о том, что жизнь уже не будет прежней, о необходимости коллаборации разных искусств и о цифровизации, поиске нового театрального языка. По словам Кирилла Крока, все это надо использовать «в плюс к театру, а не вместо…». Репертуарный театр не может быть подменен лабораторией. Чтобы вернуть зрителей в театр, надо лучше работать, обновлять репертуар, заниматься продажами. Модератор дискуссии, директор питерского театра "Приют комедианта" Виктор Минков резюмировал: «Пандемия – зло, ситуация совершенно непредсказуемая, поэтому других рецептов нет. Надо двигаться в сторону «живого» театра, не забывая и про «плюсы»». А по оптимистичному прогнозу Крока, билетный рынок может восстановиться только к октябрю.
Как всегда, полезными были встречи руководителей в кулуарах форума. Технический директор драмтеатра Илья Полуянов обсудил с генеральным директором Свердловского академического театра драмы Алексеем Бадаевым предстоящие в июне «большие гастроли» этого театра из Екатеринбурга на сцене калининградской драмы. Художественный руководитель калининградского театра Александр Федоренко поблагодарил организаторов форума за предоставленную возможность, а своих российских коллег - за плодотворное общение. «В ходе работы я убедился в правильности своих решений и планов по преодолению неординарной ситуации, в которой мы все оказались», - заявил худрук.