Михаил Салес: «Сегодня у зрителя есть право выбора»

О современном театре, российском и калининградском, и уникальной профессии режиссера шел разговор на встрече Михаила Салеса со зрителями. Она состоялась в городской библиотеке им. А. Леонова в рамках проекта «Окрыленные души». Творческий вечер был назван словами из его интервью: «Театр – это диагноз».

Режиссер начал разговор словами: «Все, что хочу сказать, я говорю своими спектаклями» и предложил задавать вопросы. О 55-летнем творческом пути народного артиста России по театрам, городам и странам рассказала ведущая вечера Мира Островская. Гость прокомментировал ее рассказ: «Первые 25 лет я был нищим, из них 21 год – актером».

Он вспомнил своего наставника в ташкентской драме, где начинал, народного артиста УССР Владимира Русинова. На вопрос, есть ли институт наставничества сейчас, ответил, что такого давно нет, и посетовал на уровень образования молодежи: «Профессионализм нас покидает, но в театре есть конкуренция, и побеждает сильнейший».

Михаил Салес рассказал: «Актер – режиссер своей роли, а постановщик – всего спектакля. Если режиссер доверяет актеру, а актер – режиссеру, будет плюс». Его спросили, может ли актер с ним спорить. Режиссер допускает это «в застольный период, когда создается фундамент спектакля, но когда он выходит на финишную прямую, это диктатор».

Режиссер признался: главное, что его волнует сегодня, – дефицит добра и любви. Эти темы прослеживаются в драмах «Дети Ванюшина», «Вишневый сад» и «Власть тьмы». Вспомнили и созданных им долгожителей калининградской сцены: «Поминальная молитва» и спектакль-лауреат Национальной премии "Арлекин-2010" «Лорд Фаунтлерой».

Говоря о проблемах современного театра, Михаил Салес процитировал слова критика Виталия Вульфа о том, что если русский театр будет продолжать в том же духе, он умрет. «Европе и Америке нужно у нас учиться, а не наоборот, - сказал режиссер. - Я глубоко убежден, что спектакль внешне должен быть архаичным, а по сути - ультрасовременным!"

Такой Михаил Салес видит и свою новую постановку «Доходное место» по пьесе А. Островского. Об общих с режиссером подходах к классике на встрече размышлял "Учитель 2000 года" Владимир Морар. Он также считает своим долгом найти «жгучие проблемы» и показать своим ученикам скрытую современность классики.

«Спектакль должен быть поводом для размышления. Если нет проблемы, которую зритель должен решить для себя, нет спектакля, - согласился Михаил Салес. - Сегодня у зрителя есть право выбора, и если публики в зале нет, - это катастрофа. А если зритель ушел неравнодушным, он обязательно вернется в театр».

Актер Олег Яковенко рассказал, как работается с режиссером. Он служит в калининградской драме почти 10 лет и большинство ролей сыграл в спектаклях Михаила Салеса. Артист, недавно вернувшийся из столицы, где принимал участие в концерте на сцене Большого кремлевского дворца, украсил вечер душевным пением.

Собравшиеся задали режиссеру множество вопросов. Отвечая, Михаил Салес сказал, что чувствует себя счастливым человеком, потому что у него четыре сына, он занимается любимым делом, а зрители ходят на его спектакли. Он признался, что хочет поставить «Короля Лира» и сыграть главную роль, но не хотел бы оказаться на его месте.