- Михаил Абрамович, расскажите, пожалуйста, почему в театре решили ставить «Трёх мушкетёров»?
- А почему бы и нет? Во-первых, в спектакле «Три мушкетёра» занята почти вся наша молодёжь. Во-вторых, в нашем городе нет Театра юного зрителя, а значит, мы должны заботиться о том, чтобы ребята, старшеклассники, имели возможность ходить в театр, смотреть спектакли. Хотя я надеюсь, что «Три мушкетёра» будут смотреть не только молодые люди. У нас уже восьмой год идёт «Лорд Фаунтлерой» и зал всегда полон. Поэтому Михаил Анатольевич Андреев, художественный руководитель театра, попросил меня найти такой вариант, чтобы было интересно и взрослым, и молодёжи. Я предложил «Три мушкетёра» - и он согласился. Мы нашли, по-моему, интересную инсценировку, написанную Семёном Бульбой и Леонидом Филатовым. Это будет очень музыкальный спектакль, где актёры танцуют и поют, причём без всякой фонограммы. Поскольку там много танцев и пластики, мы пригласили из Болгарии человека, который всю жизнь занимается пластикой, - Александру Хонг.
- Сколько времени вы работаете над спектаклем?
- Уже два с лишним месяца, впереди ещё месяц. Но для такого спектакля нужно гораздо больше времени. Мы восхищаемся «Юноной и Авось» - а подготовка этого спектакля шла три года. Когда спектакль связан с песнями и танцами, нужно особенно много времени, тем более, здесь серьёзная сложность заключается в том, что мы с Аркадием Айзиковичем Фельдманом пришли к варианту живой музыки и в спектакле будет участвовать симфонический оркестр. Большие сложности также связаны с песнями и танцами, потому что артисты - не певцы, не вокалисты, но с ними занимаются педагоги.
- Как вы решаете вопрос с декорациями? В «Трёх мушкетёрах» очень много мест действия…
- Я приложу максимум усилий для того, чтобы декорации были яркими и красочными. И поскольку в инсценировке действительно очень много мест действия, мы искали такое оптимальное решение, чтобы, перемещая актёров по сцене, можно было оправдывать как место действия те или иные плоскости.
- В спектакле около 20-ти музыкальных номеров, хронометраж получается впечатляющим…
- Нет, я не люблю длинные спектакли. «Три мушкетёра» будет идти три часа вместе с антрактом. Сама инсценировка невелика, я её ещё и купировал.
- Инсценировка отличается от романа?
- Да, отличается и, на мой взгляд, довольно сильно. Я спрашивал молодёжь - и что меня удивило: многие не читали книгу, все ссылаются на кино. У нас совершенно другой спектакль, ничего общего не имеющий с фильмом. В процессе работы над материалом я выбрал одну очень внятную историю любви - Бэкингема и королевы Анны и, параллельно, - любовь Д’Артаньяна и Констанции. Мир спасёт красота - это без сомнения, - но сюда хочется добавить ещё и любовь. А удивительный девиз «Один за всех и все за одного!» - это основная мысль, которой я посвящаю спектакль.
- Но история Анны и Бэкингема большинством читателей романа воспринимается как второстепенная.
- Да, но я её делаю основной, такой же, как и любовь Констанции и Д’Артаньяна, поскольку всё действие выстроено на тех подвесках, которые королева подарила герцогу. У нас также будет Миледи, но совершенно другая: она не знает, кто такой Атос. В нашем спектакле очень много говорится о короле, но его самого нет, так же, как нет и Де Тревиля. Тот, кто посмотрит наш спектакль, не прочитав «Трёх мушкетёров», либо захочет прочитать книгу, либо подумает, что так и должно быть. Хотим мы того или нет, но мы всегда соавторы.
- Актёров вы подбирали в соответствии с книгой? Возраст совпадает?
- Д’Артаньян у нас - Максим Пацерин, ему 20 с небольшим лет. Констанция - вообще девочка молодая, Маша Савельева. Артистам, играющим Атоса, Портоса и Арамиса - до 30 лет. Рошфор с Миледи, как и положено, - в районе 35-40 лет.
- Очень многие считают «Трёх мушкетёров» лёгким жанром, беллетристикой. Но, к примеру, писатель Андрей Битов написал эссе об этой книге, где он утверждает, что роман Дюма - книга великая, умная и серьёзная. А вы как думаете?
- Я абсолютно согласен с Андреем Битовым, «Три мушкетёра» - это серьёзная литература, очень важный роман. Когда я его прочитал впервые, лет в 14, я ночами не спал - такое сильное эмоциональное впечатление на меня произвела эта книга: в моей жизни появились люди, которым я хотел подражать. Когда читаешь книжку, начинаешь фантазировать и перед тобой проходит какой-то видеоряд – и я с этими мушкетёрами как будто вместе жил. Это и формирует личность в результате. На мой взгляд, Александр Дюма - очень глубокая литература. Принято считать, что глубокий материал - это Достоевский. Да кто же спорит? Просто «Три мушкетёра» - это совершенно другой жанр, другая философия и другой стиль.