Новости Новости

26.04.2018

Бойся своих желаний

24 апреля на малой сцене Калининградского драмтеатра состоялась премьера спектакля по пьесе болгарского драматурга Христо Бойчева «Оркестр "Титаник"».

Поскольку до этого пьесу неоднократно ставили в других российских городах, перед премьерой возникли вполне понятные вопросы: чем будет отличаться местная постановка; удастся ли польскому режиссеру Мачею Виктору, не искажая авторскую идею, сделать спектакль не таким однозначным, как пьеса?

Липецкие театралы увидели «Оркестр "Титаник"» как сюрреалистическую иллюзию, героями которой стали бомжи; воронежцам, по словам одного критика, показали остроумную «притчу, похожую и на детектив, и на сказку»; режиссер из Сарова превратил спектакль в своеобразное цирковое представление. В Калининграде Мачей Виктор создал простую по форме, но емкую по содержанию историю о наших современниках, ставших заложниками места, которое вполне успешно можно было бы назвать и системой, и матрицей, и лимбом. Действие происходит в помещении без каких-то характерных признаков: однотонные голые стены с обилием проводов, куча целлофана на заднем плане, скамейка, превращающаяся то в полку, то в кровать, то в трибуну — подобная обстановка может быть характерна как для офиса, так и для еще не открытой железнодорожной станции. Герои внешне чем-то похожи друг на друга — офисный пролетариат в костюмах и без обуви. Но есть и отличия: на Мэто, взявшем на себя роль начальника, вместо галстука массивная цепь из желтого металла, на Любе, единственной женщине в этой компании, одна туфелька. Эти детали позволяют передать типические особенности персонажей и показать их место в социальной группе.

У каждого героя своя боль. Жизнь, как огромная морская волна или скорый поезд, проносится мимо, а они играют мелодию, которая может стать последней, и их слабые попытки что-то изменить ни к чему не приводят. Но «жизнь идет, пока играет оркестр "Титаник". Пока есть мечты и желания, борьба, ты живой!»

Мачей Виктор говорит об этих персонажах так: «Истина не меняется — все мы стремимся сбежать из мира, который нам кажется враждебным, неприятным и жестоким. И попытка добраться до своей мечты в данном случае, как у трех чеховских сестер — они мечтают о другой станции, другом городе, другом мире. А потом появляется человек, за которым они идут и получают то, что хотели. Но оказывается, что если высказывать свои желания не тщательно, то можно попасть в беду».

Подготовленный зритель отыщет в пьесе множество художественных, религиозных и философских реминисценций — например, на платоновский миф о Пещере, декартовское «мыслю, следовательно, существую», «совы не то, чем кажутся» из «Твин Пикс», бабочку Чжуан-цзы и многое другое. Но режиссер хотел сделать акцент не на них, а на мечтах, и ему это удалось — жирной точкой в повествовании становится известное «бойся своих желаний, они исполняются»; философская комедия превращается в трагедию, оставляя место для вопросов.

Поскольку «Оркестр "Титаник"» идет на малой сцене, зрителям предоставляется прекрасная возможность наблюдать за тем, как создается новая художественная реальность и как артисты вживаются в нее, вырабатывая свое отношение к происходящему и другим персонажам. И здесь хотелось бы отметить взаимопонимание, сыгранность актеров, занятых в постановке — все их усилия направлены на реализацию режиссерского замысла, роли исполняются в одном ключе, на довольно высоком уровне. Благодаря этому создается особенная атмосфера, которую невозможно не почувствовать, и происходит обмен энергией между актерами и зрителями.

Удалось ли Мачею Виктору создать нечто новое, оригинальное? Безусловно. Есть ли у спектакля будущее? Разумеется, для этого имеются все предпосылки: он интересен и любителям новых театральных форм, и тем, кто ищет философскую глубину; молодежи понравится динамика и юмор, людям постарше — живые образы, мастерски создаваемые актерами. И главное — зрителям предстоит множество открытий.

c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_bojsya-svoikh-zhelanij_2.JPG c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_bojsya-svoikh-zhelanij_3.JPG c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_bojsya-svoikh-zhelanij_4.JPG c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_bojsya-svoikh-zhelanij_5.JPG
c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_bojsya-svoikh-zhelanij_6.JPG c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_bojsya-svoikh-zhelanij_7.JPG c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_bojsya-svoikh-zhelanij_8.JPG c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_bojsya-svoikh-zhelanij_9.JPG
c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_bojsya-svoikh-zhelanij_10.JPG c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_bojsya-svoikh-zhelanij_11.JPG c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_bojsya-svoikh-zhelanij_12.JPG c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_bojsya-svoikh-zhelanij_13.JPG
c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_bojsya-svoikh-zhelanij_14.JPG c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_bojsya-svoikh-zhelanij_15.JPG c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_bojsya-svoikh-zhelanij_16.JPG c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_bojsya-svoikh-zhelanij_17.JPG
c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_bojsya-svoikh-zhelanij_18.JPG c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_bojsya-svoikh-zhelanij_19.JPG c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_bojsya-svoikh-zhelanij_20.JPG c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_bojsya-svoikh-zhelanij_21.JPG
c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_bojsya-svoikh-zhelanij_22.JPG c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_bojsya-svoikh-zhelanij_23.JPG c_120_90_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_bojsya-svoikh-zhelanij_24.JPG

Фото и текст - Виктория Берг

Источник:
 

Уважаемые зрители!
В связи с трагическими событиями в Москве, премьера спектакля "НАШЕ ВСЕ" 23/24 марта переносится; лекция П. Руднева 24 марта, балеты "Жизель" и "Лебединое озеро" 25 марта отменяются. Денежные средства за билеты купленные онлайн вернутся автоматически. Билетные чеки приобретенные в кассе театра можно вернуть в течение ближайших 10 дней.