XII фестиваль Балтийские сезоны

Официальный сайт фестиваля искусств Балтийские сезоны

 

ТЕАТР «БАЛЕТ МОСКВА»

 

9, 10 сентября

Театр «Балет Москва» – один из самых необычных и неординарных театров Москвы. В театре на равных работают две самостоятельные труппы – классического балета и современного танца. Мощный акцент сделан на современной хореографии, на профессиональном развитии современного танца и балета, на активном  использовании нового танцевального языка, который актуален сегодня и станет классикой через 20 лет.

БАЛЕТ МОСКВА – это новая пластика современного танца. Балет Москва - это театр, который нашел свой индивидуальный стиль и представит зрителю свои лучшие  работы. В рамках Фестиваля в течение 2-х вечером будут представлены 4 одноактных балета: «Медея. Эквус» на музыку современных композиторов и «Свадебка. Весна священная» на музыку Игоря Стравинского. Легендарному балету Стравинского «Весна священная» в 2013 году исполнилось 100 лет. Весь мир широко отмечал юбилейную дату множеством трактовок некогда скандального балета, представленного впервые дягилевской антрепризой «Русские сезоны» в 1913 году в Париже .

В XXI веке творчество композитора  продолжает будоражить мир  хореографии, и  Балет Москва представляет постановку французского хореографа  Режиса Обадиа на музыку Игоря Стравинского  «Свадебка. Весна священная». 

Театр «Балет Москва» активно сотрудничает с российскими хореографами и композиторами и регулярно предлагает на суд зрителей результаты совместной работы. Балеты «Медея» и «Эквус» - яркий пример удачной кооперации молодых хореографов -  Кирилла Симонова, Анастасии Кадрулевой и Артема Игнатьева, и молодых композиторов -  Павла Карманова и Алексея Айги.

Язык хореографии в спектаклях опирается на классическую базу, но танцовщикам предлагается новая форма и темп танцевального выражения. В балетах «Медея» и «Эквус» нет солистов и кордебалета, каждый участник сценического действа – главное действующее лицо с характером, отраженном в хореографии и даже костюме.

 


9 сентября в 19.00

МЕДЕЯ. ЭКВУС.

I акт - Медея

Кирилл Симонов в своей постановке «Медея» интерпретирует общеизвестный сюжет древнегреческого мифа о колхидской царевне и жене аргонавта Ясона, убившей собственных детей, узнав об измене мужа. Балет Симонова – это история безумной страсти и неисполненной мечты о счастье, это история о чудовищной силе любви и роковом мщении.

II акт - Эквус 

«Эквус» (Equus) в переводе с латинского – лошадь. Многие слышали выражение «лошадиный труд танцовщика». Но мало кто знает, что это словосочетание – не просто красивый афоризм, в нем на самом деле заключается суть искусства артистов балета. Балет – это тяжелый труд, а не праздничная мишура. Профессия артиста – это кропотливая и изнуряющая работа, требующая ежедневных физических упражнений и постоянного эмоционального напряжения. Зритель видит притягательный и прекрасный мир, но эта легкость обманчива. Хореографы Анастасия Кадрулева и Артем Игнатьев не без иронии и сочувствия предлагают свою трактовку известного выражения.

Музыка: Павел Карманов, Алексей Айги

Хореография: Кирилл Симонов, Анастасия Кадрулева, Артем Игнатьев

Художник-поставщик: Эмиль Капелюш

Художник по костюмам: Стефания фон Граурок (Литва)

Художник по свету: Тадас Валейка (Литва)

Продолжительность спектакля 1 час 30 минут с антрактом.

Ограничение по возрасту 12+

Пресса о спектакле: Уже в первых эпизодах  балета зрители могут насладиться двойными фуэте, высокими прыжками и прочими технологическими прелестями, без которых для некоторых балет не балет. Отдав дань этой немаловажной зрительской прослойке … хореографы  переключают регистр в другую тональность, поэтико-философскую, где артисты балета – те самые лошади, которые живут ночью и существуют днем.

Ольга Федорченко, балетный критик, обозреватель газеты «Коммерсант. Санкт-Петербург»


Театр «Балет Москва» и блестящий французский хореограф Режис Обадиа представляют сразу два спектакля на музыку Стравинского: оригинальную версию «Свадебки» и «Весну священную», которая стала лауреатом российской национальной театральной премии "Золотая Маска" в номинации "Лучший спектакль современного танца".

 

Медея
Фотоальбомов нет.  

Эквус

 



 

10 сентября в 19.00

СВАДЕБКА. ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ.
Современный танец

I акт - Свадебка 

По признанию хореографа, в своей интерпретации балета он старался максимально уйти от русского или любого другого этнического свадебного обряда. Для него «Свадебка» - это вечная история взаимоотношений мужчины и женщины, это взгляд современного человека на семью, любовь, традиции.

II акт – Весна священная 

«Весна священная» стала воплощением моей двадцатилетней мечты о работе с русскими танцовщиками над этим материалом… При постановке «Весны священной» мы работали над тем, чтобы вызвать сильные эмоции, передать энергию, которую должны почувствовать зрители», — говорит Режис Обадиа.

Для танцовщиков спектакль «Весна священная» — настоящее испытание. Хореограф требует от них полной самоотдачи. Кажется, что они вытанцовывают каждую ноту. Хореографическая ткань неимоверно плотна, и порой исполнители буквально превышают предел человеческих возможностей.

Музыка: Игорь Стравинский

Хореография: Режис Обадиа (Франция)

Художник: Елизавета Вергасова

Художник по свету: Владимир Алексеев 

Продолжительность спектакля 1 час 30 мин с антрактом

Ограничение по возрасту 12+

Пресса о спектакле: «Обычно о спектакле говорят «бешеная энергетика», когда нечего больше сказать. Но в одноактных балетах Стравинского в «Балете Москва» энергетика действительно бешеная, и зал реагировал на нее восторженно…».

Лейла Гучмазова, Итоги

 

Свадебка

 

Весна священная

 


 


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТР МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ

 

14, 15 сентября

Театр музыкальной комедии открылся в 1929 году, он стал одним из ведущих в стране в жанре оперетты. На долю любимой несколькими поколениями ленинградцев «Музкомедии» выпала особая судьба – стать единственным театром, проработавшим в осажденном во время Великой Отечественной войны Ленинграде все 900 дней блокады. При этом творческая жизнь театра в охваченном вражеским кольцом Ленинграде, не прерывались ни на минуту – готовились новые постановки, коллектив давал по два спектакля в день.В лютые морозы бригады артистов выезжали на фронт, давали концерты в госпиталях, на фабриках и заводах. Артисты не оставили ни одного участка фронта без концерта.

В середине 2000 гг классическая оперетта, на долгие годы ставшая фирменным знаком театра на Итальянской, 13, обрела новое звучание. Заключив договор о сотрудничестве с Будапештским театром оперетты, «Музкомедия» привнесла на петербургскую сцену европейскую исполнительскую школу и приобрела бесценный опыт постановки спектаклей силами одного из лучших опереточных театров мира.

В 2008 году Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии вошел в состав Европейского союза музыкальных театров, упрочив свое положение на международной арене и подтвердив готовность к открытому творческому диалогу.

ВЕСЕЛАЯ ВДОВА

Впервые за 12 лет в программе фестиваля – оперетта, и не просто оперетта, но оперетта  классическая, и не просто классическая оперетта, а ШЕДЕВР классической оперетты! Остроумное либретто, проникновенная красочная музыка Франца Легара обеспечили спектаклю неувядаемую популярность.  «Веселую вдову» заслуженно называют «королевой оперетт».

Феерически яркое костюмированное представление подготовлено художественной группой из Венгрии в лучших традициях жанра классической оперетты.

 


14 и 15 сентября в 19.00

«ВЕСЕЛАЯ ВДОВА»
Франц Легар

Оперетта в двух действиях

С оперетты «Веселая вдова», впервые поставленной 30 декабря 1905 года в Театре Ан дер Вин, началась всемирная слава Франца Легара. Сегодня невозможно представить репертуар музыкальных театров без «Веселой вдовы» – одного из самых исполняемых произведений великого композитора. С. В. Рахманинов, посмотрев в свое время эту оперетту в Париже, был в восторге и признал произведение гениальным: «Я хохотал, как дурак. Великолепная вещь».

Премьера «Веселой вдовы» в России состоялась 23 сентября 1906 года в петербургском театре «Пассаж».

За прошедшее со дня премьеры столетие мелодии «Вдовы» исполнялись ведущими дирижерами планеты, главные партии пели самые знаменитые певцы мировой оперы – Джоан Сазерленд, Элизабет Шварцкопф, Анна Моффо, Монсеррат Кабалье, Елена Образцова, Фридерика фон Штаде, Рихард Таубер, Ян Кепура, Николай Гедда, Пласидо Доминго.

Либретто Виктора Леона и Лео Штайна по мотивам пьесы Анри Мельяка «Атташе посольства»

Постановка народного артиста Венгерской Республики Миклоша Синетара (Венгрия)

Художник: заслуженный артист Венгерской Республики Миклош Фехер (Венгрия)

Художник по костюмам: Фани Кеменеш (Венгрия)

Хореография: Ласло Петё (Венгрия)

Музыкальный руководитель и дирижер:  заслуженный артист России Андрей Алексеев

Ассистент балетмейстера: Гизелла Жила (Венгрия)

Хормейстер: Алексей Нефёдов

Художник по свету: Иштван Фоцман (Венгрия)

Продолжительность спектакля 3 часа с антрактом

Ограничение по возрасту 12+

Пресса о спектакле: «Легар, утонченный лирик и мелодист, по прихоти фантазии переносил действия своих оперетт в светскую гостиную или мансарду художника, в модный ресторан или интерьеры Зимнего дворца, преобразуя салонный стиль венской оперетты, наполняя его тонким юмором, насмешкой над призрачной моралью почтенных мужей, молодящихся холостяков или потасканных искателей выгодных партий. Спектакль Миклоша Синетара воплотил эту особенность творческой манеры Легара... Соединив веселое и грустное, комизм ситуаций и патетику мелодрамы, режиссер придал всему спектаклю романтический настрой… "Веселую вдову" можно назвать танцевальной феерией, где сама логика вальсового ритма диктует героям и смысл, и градус чувств…».

Ступников И. // Санкт-Петербургские ведомости.

 



 

 

МУЗЫКАЛЬНАЯ СТУДИЯ SOUNDRAMA 

 

17,18 сентября

Студия Саундрама - это команда единомышленников, состоящая из музыкантов, композиторов, хореографов, актеров, звукорежиссеров. Студия берет свое начало в музыке: от нее происходит движение по направлению к любому другому виду искусства. Художественным лидером Саудрамы является музыкант, актер и режиссер Владимир Панков. Работа на грани между мюзиклом и драматическим действием определяет само название Студии, а вместе с ним и одноименный жанр «Саундрама».

Цикл спектаклей «ГОГОЛЬ. ВЕЧЕРА»

На Фестивале впервые представлен абсолютно новый жанр театрального искусства -  SounDrama – это синтез музыки, хореографии, речи и драматического действа.  Цикл «Гоголь Вечера» - это совместный творческий эксперимент  композиторов, хореографов, художников, актеров и звукорежиссеров, которые отважились экспериментальным языком саунд-драмы воплотить принципы стилистики великого Гоголя, гениальной сатирической манеры его художественного изложения. В течение двух вечеров на сцене будет представлена уникальная атмосфера гоголевского литературного мира спектаклями «Майская ночь, или Утопленница» и «Сорочинская ярмарка».

«Гоголь. Вечера» — это цикл, состоящий из трех спектаклей, объединённый общим названием и идеей. Все спектакли разделены на времена года по нескольким повестям В.Н. Гоголя, которые связанны между собой общими ассоциациями, историями любви и взаимоотношениями героев. При помощи музыкальных композиций действие достигает обрядовых (фольклорных), классических и рок-звучаний. Каждая часть — это самостоятельный полноценный спектакль, но смотреть каждую часть можно как по очереди, так и по отдельности.

Постановочная группа:

Режиссер-постановщик: лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска»Владимир Панков

Автор либретто-инсценировки: Ирина Лычагина

Музыка: Н.А. Римский-Корсаков, П.И.Чайковский, аранжировки студии SounDrama

Художники-постановщики: Наталья Жолобова, Сергей Агафонов

Музыкальные руководители: лауреаты премии «Музыкальное сердце театра» Сергей Родюков, Александр Гусев

Хореограф: Сергей Землянский

Художник по свету: Андрей Тарасов  

 


17 сентября в 19.00

ГОГОЛЬ. ВЕЧЕРА. МАЙСКАЯ НОЧЬ, ИЛИ УТОПЛЕННИЦА
По произведению Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница»

Спектакль выполнен в жанре саундрама, в основе которого лежит синтез искусств. Благодаря сочетанию драматического искусства, музыки, хореографии на сцене создана уникальная атмосфера гоголевской фантасмагории. Музыка, написанная студией SounDrama, сочетает в себе классические, этнические, оперные и рок-мотивы.

Музыканты здесь - актёры, актеры, в свою очередь, – музыканты, вокалисты и танцоры, а музыкальные инструменты становятся полноправными действующими лицами. Характеру и ритму музыки подчинено все: жесты, слова, краски костюмов, декорации.

После нескольких успешных сезонов проката в Москве, спектакль был представлен на фестивалях в Польше, Белоруссии, Украине, Финляндии, Абхазии, Швейцарии.

Продолжительность спектакля: 1 час 50 минут без антракта

Ограничение по возрасту 12+

Пресса о спектакле:«…Проект «Гоголь. Вечера» рассчитан на несколько частей, основан на «Вечерах на хуторе близ Диканьки». В основе — Николай Гоголь украинского периода: поэтический и мистический. Ткань его прозы в спектакле поэтически ритмизирована, интонирована таким искусным и тонким образом, что в любую секунду персонаж продолжает чтение пением и легко вновь возвращается к поэтике литературного первоисточника. И так перед глазами в полном равноправии музыки, действия и танца проносится «Майская ночь или утопленница». Речь и музыка в жанре саундрамы гармонично продолжают и дополняют друг друга, рождая некую новую поэтическую реальность… Панков, как и Гоголь,  имеет в виду не конкретную «Украину», а свой поэтический вымысел, некий субъективный образ Украины, тем спектакль, вероятно, так чист, светел и искрометно смешон».

М.Никитюк, Театральный портал Theatre.ua

 


18 сентября в 19.00

ГОГОЛЬ. ВЕЧЕРА. СОРОЧИНСКАЯ ЯРМАРКА
по повести Н.В. Гоголя "Сорочинская ярмарка"

Помимо оригинального гоголевского текста  в спектакле задействован традиционный украинский фольклор.  Крепкое переплетение в основе сюжета стремительно вскружит голову зрителю красочной ярмарочной суетой и гоголевской мистикой. Действие играючи будет переноситься то в сон, то в реальность. Изображение мира, населённого ни то людьми, ни то духами, призвано сбить с толку ещё в самом начале. Что это, весёлая ярмарка или страшный ведьмин шабаш? Это светлая панночка или пригрезившийся на солнце призрак? Это прекрасная любовь и возможное счастье или шутки, которые шутит сам чёрт?

Спектакль «Гоголь. Вечера. Сорочинская ярмарка» стал участником программы RussianCase в рамках Национальной премии «Золотая маска», принял участие в гастролях по России , Польше, Финляндии, Белоруссии, Франции и Италии.

Продолжительность 1 час 40 минут без антракта

Ограничение по возрасту 12+ 

 Пресса о спектакле: «…Владимир Панков сочинил светлый, чистый и ясный спектакль. Более того - комедийный и народный, но не переходящий в клоунский гротеск, остающийся подлинным. Такого театра, который делает Панков, в России больше нет… Много театра рафинированного, много театра реалистического, много театра стилизованного. Здесь же удивительное сочетание легкого, прозрачного артистизма и народного юмора, народной стихийности…  Панков вытачивает мизансцены по секундам… это тщательно организованный хаос с серьезной доминантой, которую Панков нашел в хореографии Сергея Землянского, на редкость удачной в этой работе».

Павел Руднев, Театральные дневники

 



 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТР КУКОЛ  ИМ. С.В. ОБРАЗЦОВА

 

13,14 октября

Государственный академический центральный театр кукол им. С.В. Образцова - это крупнейший в мире центр искусства играющих кукол, театр занимается обширной гастрольной, выставочной и издательской деятельностью, организует Международный кукольный фестиваль имени С.В.Образцова. В театре находится единственная в России библиотека, в которой собрана вся известная литература о куклах, в театре расположен крупнейший в мире Музей театральных кукол всех известных систем - от античности до наших дней.

Главный режиссер театра – один из лидеров современного российского театра, лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска» Борис Константинов. В репертуаре каждый год появляются новые постановки и проекты известных режиссеров и художников, синтезируя разнообразные жанры и зрелищные формы театра кукол для наших маленьких и взрослых зрителей.

В версии театра Образцова знакомая всем и популярная пьеса Бомарше  решена как «театр в театре»: на сцене появляются не только куклы, но и актеры-кукловоды, виртуозно подменяя друг друга, они создают неожиданное театральное действие, придают дополнительные грани и новый объем знакомой всем пьесе. Постановка раскрывает новые возможности кукольного театра:  представлен театр изнутри, его волшебный мир, который рождается на наших глазах, где уникально сочетается пластика театра людей с пластикой театра кукол. Обычно остающиеся в тени своих кукол актеры выходят  на авансцену, работают отчаянно весело и удивительно свободно. А музыка Моцарта дополнительно поднимает настроение, создавая праздничную атмосферу.

 


13 и 14 октября в 19.00

«БЕЗУМНЫЙ ДЕНЬ ИЛИ ЖЕНИТЬБА ФИГАРО»Премьера
Спектакль-репетиция по комедии Пьер-Огюстена Карона де Бомарше  

«Безумный день или Женитьба Фигаро» уже три столетия царит на театральных подмостках, ведь автор умело закрутил пружину интриги, наполнив действие игрой ума, иронией и озорством.

Следуя Бомарше, обожавшему всевозможные розыгрыши и переодевания, режиссер Борис Константинов разыграет хорошо знакомую зрителям пьесу как … первую репетицию знаменитого театрального шедевра. Бродячие артисты-кукольники собрались в деревенском сарае репетировать модную комедию, чтобы потом сыграть её в замке испанского гранда, заказавшего праздничное представление.  

Режиссер-постановщик лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска» Борис Константинов

Художник-постановщик заслуженный художник России Елизавета Дворкина

Художник по куклам лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска» Виктор Антонов

Композитор Владимир Плисс

Балетмейстер Наталья Петрова-Рудая

Постановщик сцен фехтования Андрей Назаренко

В спектакле используется музыка В.А. Моцарта, Дж. Россини и других композиторов в обработке В.В. Плисса, Н.Е. Шамшина. 

Продолжительность спектакля  3 часа с антрактом

Ограничение по возрасту 16+

Пресса о спектакле: «Усложнив предлагаемые обстоятельства, Константинов устроил театр в театре: в спектакле играют не только куклы, но и актеры­-кукловоды. Режиссер вывел их на сцену из-­за ширмы, отдал каждому роль из комедии Бомарше и придумал судьбу… Режиссер перемешал комедию положений с комедией характеров, куклы виртуозно подменяют актеров, актеры – кукол…».

Юлия Смирнова,«Театральная афиша».

 


 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ ЕВГЕНИЯ ВАХТАНГОВА

 

История Театра имени Евг. Вахтангова началась задолго до его рождения. В конце 1913 года группа молодых московских студентов под руководством Евгения Богратионовича Вахтангова организовала Студенческую драматическую студию.
Государственный академический театр им. Евг. Вахтангова начал отсчёт своим сезонам с 13 ноября 1921 года - это был день премьеры спектакля «Чудо святого Антония» Метерлинка, поставленного  Е.Б. Вахтанговым.
А уже в начале 1922 года Москва бурно рукоплескала успеху спектакля «Принцесса Турандот» К. Гоцци.
К.С. Станиславский после окончания премьерного спектакля «Принцесса Турандот» сказал: «За двадцать три года существования Художественного театра таких побед было немного. Вы нашли то, что так долго искали многие театры».
Спектакль стал школой актёрского мастерства для всех поколений вахтанговских актёров.
«Нет праздника – нет спектакля», - говорил Вахтангов. А девиз, вынесенный в заголовок его знаменитой статьи «С художника спросится!», стал определяющим для всей творческой жизни театра.
С августа 2007 года художественным руководителем Театра имени Евгения  Вахтангова стал Римас Туминас. В театр привлечены выдающиеся театральные режиссеры: Юрий Любимов («Бесы»), Владимир Мирзоев («Сирано де Бержерак», «Принцесса Ивонна», «Предательство», «Безумный день, или Женитьба Фигаро»), Юрий Бутусов («Мера за меру», «Бег»), Владимир Иванов («Царская охота», «Дядюшкин сон», «Мадемуазель Нитуш», «Люди как люди», «Матренин двор», «Тихая моя родина», «Обычное дело», «Кот в сапогах»), Михаил Цитриняк («Медея», «Игры одиноких», «Крик лангусты») и др.
Вахтанговский театр в своём творчестве неотделим от вековой отечественной культуры и, вместе с тем, он ориентирован на завтрашний день.



17 и 18 октября

АННА КАРЕНИНА
хореографический спектакль в 2 действияхпо мотивам романа Л.Н. Толстого на музыку Альфреда Шнитке.

В хореографическом спектакле «Анна Каренина» язык пластики, жеста и музыки полностью заменил литературный язык великого произведения. Это прочтение романа Льва Толстого необычно для драматической сцены.

Музыкальная партитура постановки соткана из фрагментов произведений Альфреда Шнитке  и необычайно органична с пластикой спектакля.

По словам режиссера спектакля Анжелики Холиной, она ищет эквивалент гармонии и смысла в пластике, потому что каждое движение таит в себе смысл, адекватный слову.

В спектакле «Анна Каренина» драматические актеры открываются с неожиданной стороны. В искусстве танца они абсолютно не уступают профессиональным танцовщикам. Но зато по выразительности образов, по эмоциональному накалу даже превосходят их.

Отражение глубоких человеческих страстей в их противоречии и стремлении к возвышению Анжелика Холина нашла в музыке Альфреда Шнитке. Музыкальная партитура соткана из фрагментов произведений композитора и так органична с пластикой спектакля, что кажется, будто она была написана специально для этой постановки.

Режиссер-хореограф:Анжелика Холина (Литва)

Сценография: Мариуса Яцовскиса (Литва)

Художник по костюмам и гриму: Иозес Статкявичус (Литва)

Художник по свету: Тадас Валейка (Литва)

В главных ролях:

Народный артист России Евгений Князев, Ольга Лерман, Дмитрий Соломыкин

 Спектакль - Лауреат премии «Вильянуэва-2013» (Куба) за лучший иностранный спектакль.

Продолжительность спектакля  2 часа 30 минут с антрактом

Ограничение по возрасту 16+

Выдержки из прессы:

«…Бал, скачки, переживания Анны, стук колес поезда, выбиваемый чечеткой ног. Безумно сложная канва и невесомый, стремительный рисунок танца.

Кому-то постановка покажется слишком смелой, другие назовут её волшебной. Спектакль красивый, тонкий, в нем совершенно все – от пластики актеров до изысканных туалетов, причесок и грима персонажей, света и декораций…»