«В Серебряном веке есть то, чего нам сейчас очень не хватает»

Продюсер Евгения Романова рассказывает о своем новом проекте – музыкально-поэтической программе «Наследники Серебряного века», премьера которой состоится в рамках Дней литературы в Калининградской области 20 октября (Тильзит-театр, Советск) и 26 октября (Калининградский областной драматический театр).

 

Евгения Романова порталу o-culture.com: «В Серебряном веке есть то, чего нам сейчас очень не хватает»

 

- Евгения, почему вы решили взяться за проект «Наследники Серебряного века»?

- В Год литературы мне хотелось сделать интересный тематический проект – и оказалось, именно в этом году у многих поэтов Серебряного века юбилеи: 120 лет со дня рождения Сергея Есенина, 135 лет со дня рождения Александра Блока, 145 лет Александру Куприну и Ивану Бунину и т.д. Но сосредотачиваться на каком-то одном поэте – значит, загонять себя в довольно узкие рамки. Рассмотреть эпоху через призму текстов разных поэтов, а также романсов и музыки того времени - более интересная задача.

- Зрителю стоит ждать исполнения хорошо знакомых вещей или готовиться к открытиям?

– Мы сразу решили, что не будем брать хорошо известные романсы - из фильмов «Ирония судьбы или с легким паром», «Жестокий романс» и т.д. Хотелось копнуть глубже. У нас будет звучать лишь один романс, который точно на слуху – «Только раз бывает в жизни встреча», он завершит программу. Все остальные – не так часто исполняемые. Серебряный век – уникальное по концентрированности время, поэтов очень много, в том числе поэтов, которые известны только своими романсами – например, графиня Т.Толстая. Я исходила из желаний исполнителей: и стихи, и романсы, которые звучат в программе, – это выбор самих артистов.

- Расскажите об артистах, задействованных в программе, - это будут те, с кем вы работали в проекте «Литературный аудиотеатр»?

- Конечно, в основном это участники проекта «Литературный аудиотеатр». Надежда Ильина будет исполнять три романса, она это делает невероятно - каждый романс как отдельный спектакль. Петр Мутин будет и петь, и читать. Анатолий Алексеевич Лукин - у него в активе очень много поэтических текстов, есть свои литературные моноспектакли. А как он читает «Разговор на Одесском рейде десантных судов» Владимира Маяковского! У Анатолия Алексеевича много поклонников, в Калининграде многие знают и любят, как он читает стихи. В «Наследниках Серебряного века» он читает Ивана Бунина, Иннокентия Анненского, Владимира Маяковского. С Алексеем Грызуновым мы работаем давно и весьма результативно: он бессменный участник «Литературного аудиотеатра», а в нынешнем году вместе с Алексеем и альтистом Илларионом Дьяковым мы сделали спектакль-концерт «В тонких прутьях Кёнигсберг…» по произведениям Иосифа Бродского, посвятив его 75-летию поэта, – и, кстати, будем показывать его 30 октября в арт-платформе «Ворота», также в рамках Дней литературы в Калининградской области. Максим Пацерин - молодой актер, которого просто обожают зрители, в прошлом году впервые принял участие в «Литературном аудиотеатре» (читал рассказ Исаака Бабеля «Гюи де Мопассан»), а в «Наследниках Серебряного века» будет читать Сергея Есенина. Тексты Анны Ахматовой прозвучат в исполнении Людмилы Зиновьевой. Я пригласила также Олега Яковенко, он исполнит два романса, в том числе и знаменитый романс Александра Вертинского на стихи Иннокентия Анненского «Среди миров» («Моя звезда»). Кроме того, хотелось, чтобы на этот проект пришли новые люди - и Диана Горбунова будет читать и петь Марину Цветаеву, а молодая актриса Мария Савельева исполнит два романса - на стихи графини Т.Толстой и Марины Цветаевой. Калининградский областной драматический театр выступает партнером проекта, режиссер программы - Вячеслав Виттих.

- Что для вас в этом проекте важнее - показать автора и его тексты или показать артиста?

- Каждый артист читает по-своему, но текст в любом случае влияет на исполнителя. От языка никуда не деться. Язык есть Бог, как говорил Бродский. Но, конечно, у нас здесь задача комплексная: мы хотим показать и тексты, и музыку, и артистов, и оркестр, и работу режиссера. Это будет шоу - в хорошем смысле слова.

- Почему вы пригласили к участию именно Калининградский областной оркестр русских народных инструментов, а не симфонический, например?

- Мне давно хотелось поработать с Калининградским оркестром русских народных инструментов. С артистами драмтеатра мы уже четыре года работаем в проекте «Литературный аудиотеатр» и в этом году записываем очередной диск, а с оркестром до сих пор не приходилось. Соединить живое оркестровое звучание с художественным словом – это сложная и очень интересная задача. Мне нравится то, что делает Андрей Степаненко как художественный руководитель и дирижер Калининградского областного оркестра русских народных инструментов, как он творчески развивает свой коллектив. В нашем сознании существует определенный штамп по отношению к оркестрам русских народных инструментов – и это обидно. Такой оркестр может все, уверяю вас – и думаю, что зрители «Территории мира» могли в этом убедиться в один из фестивальных вечеров, когда на главной сцене Калининградский оркестр русских народных инструментов просто феерически выступил вместе со знаменитым «Терем-квартетом». Или вспомним еще одно выступление – в Кафедральном соборе, на открытии Международного конкурса органистов имени М.Таривердиева и фестиваля «Орган плюс», когда оркестр исполнил «Картинки с выставки» М.Мусоргского вместе с Жаном Гийю, одним из величайших органистов современности. Ну, и кроме того, именно на период Серебряного века приходится пик популярности созданного в 1887 году Великорусского оркестра Василия Андреева. Его появление вызвало в обществе большой интерес к народным инструментам - в первую очередь, к балалайке, на которой виртуозно играл Василий Андреев, - они в каком-то смысле стали даже модными. Василий Андреев выступал в качестве композитора для своего инструмента и для Великорусского оркестра – и программу «Наследники Серебряного века» откроет его «Вальс Метеор», который, надеюсь, настроит зрителя на волну Серебряного века.

- Произведения каких композиторов будут звучать в программе?

- Оркестр будет исполнять инструментальные произведения Игоря Стравинского, Сергея Рахманинова, Анатолия Лядова и др. Конечно, Андрею Степаненко хотелось углубиться в более сложную романсовую музыку той эпохи, но, поскольку предполагалось только актерское исполнение – у нас нет ни одного профессионального вокалиста, как вы уже поняли, - решили, что сложные вещи в программу включать не стоит. Мы хотим, прежде всего, развлечь и увлечь публику, но сделать это качественно, не поверхностно и на хорошем исполнительском уровне.

Оркестр народных инструментов проделал очень серьезную работу. Большая часть произведений, исполняемых им в проекте, – это премьеры. У нас, например, будет звучать «Русская фантазия» Александра Глазунова, которую композитор написал специально для Великорусского оркестра (в этом году, кстати, исполнилось 120 лет со дня рождения А.Глазунова). Впервые в Калининграде в переложении для оркестра русских народных инструментов прозвучит «Русский танец» из балета И.Стравинского «Петрушка». Романсы, которые для оркестра аранжировал Андрей Степаненко, в такой интерпретации тоже раньше не исполнялись – и мы смело можем назвать их премьерами.

- Программа носит поэтичное название «Наследники Серебряного века». Что вы в него вкладываете, кто эти наследники?

- Думаю, мы все наследники - и зрители, и артисты, и все, кто работает над этим проектом. Нам есть что наследовать - ничего подобного периоду Серебряного века в нашей стране потом не было. Была Россия до 1913 года, а дальше Первая мировая, затем революция 1917 года, Гражданская война… и т.д. Серебряный век – в некотором смысле последняя веха, за которую мы цепляемся, «русский духовный ренессанс», по определению Николая Бердяева. Такие периоды взлета и возрождения увлекают воображение. В Серебряном веке есть то, чего нам сейчас очень не хватает, что мы безуспешно пытаемся найти…

Текст: Алена Мирошниченко

Источник: