Новости Новости

28.01.2015

Ставим Брехта. Художник Владимир Павлюк

Премьерные показы спектакля "Добрый человек из Сезуана" назначены на 28 февраля, 1 и 7 марта. В рамках цикла репортажей портал o-culture.ru знакомит своих читателей с создателями спектакля.
Ставим Брехта: художник Владимир Павлюк

 

На разных уровнях к штанкете подвешены конструкции, имитирующие то китайские ширмы, то фасады традиционных домов с узнаваемыми абрисами загнутых карнизов. Сливовое древо жизни в своей точеной тени на заднике в свете лунного китайского фонаря живет будто другой жизнью. Раскрытый веер восходящего солнечного диска знаменует явление доброго человека, но его сияние, медленно угасая, тонет в струях дождевого занавеса…

Художник-постановщик спектакля «Добрый человек из Сезуана» Владимир Павлюк (Санкт-Петербург) говорит о главной задаче художника и, листая эскизы сценографии, объясняет, как он ее решил:

- Главная задача художника здесь – совместить гармоничный традиционный Китай и современный западный техногенный мир, отобразить их слияние. Посмотрите, в первом акте авансцена и портальные двери оформлены в эстетике стали и бетона – в противовес красочному гармоничному миру Китая на самой сцене. А к финалу спектакля от китайского колорита на сцене уже ничего не останется, только металлическая серость и лаконичная индустриальная графика новой жизни (вместо ширм – жалюзи). Авансцена завладела всей сценой. На дереве во втором акте уже нет цветов. Но мы в финале все-таки оставляем надежду.

 

Эскиз: пролог спектакля

 

Спектакль многослойный, своя драматургия - в каждом слое: в брехтовском тексте, в режиссуре, в костюмах и сценографии. Как говорит Владимир Павлюк, костюмы – условно – разделены на две группы:

- Первая группа, очень большая – китайская, вторая – совместная китайско-европейская. Боги приходят европейцами, а уходят китайцами – гораздо более китайцами, нежели китайцы, которых они оставляют в новом серо-стальном индустриальном мире. Основной костюм для всех китайцев во втором акте – это серые робы и деловые костюмы. Боги будто забирают у китайцев их традиционные колоритные костюмы – и становятся похожи на туристов, покидающих экзотическую страну. Или – может быть, становятся больше людьми, нежели богами. Но люди всегда остаются людьми.

Бертольд Брехт, как известно, был коммунистом, чем во многом объясняется его популярность в СССР. Спрашиваю Владимира Павлюка, о чем сейчас можно ставить Брехта. Сначала отвечает, что лучше спросить у режиссера…

- У Брехта про бедных и богатых, по угнетенные массы и т.д., но у нас этого не будет, - говорит Владимир Павлюк. – В нашем спектакле главная тема – проблема человеческого выбора и его последствий: быть добрым и щедрым, но бедным и слабым, - либо быть злым и расчетливым, но богатым и сильным. Мы не говорим: капитализм – это плохо. Он просто есть. Просто на Восток пришла другая цивилизация– техногенная. А китайцы ведь быстро все впитывают, перенимают, в том числе и западный дресс код – поэтому костюмы в финале у всех одинаковые.

 

Художник Владимир Павлюк и исполнительница главной роли актриса Марина Юнганс

 

«Добрый человек из Сезуана» - пьеса-парабола, которую считают одним из ярких воплощений брехтовской теории эпического театра. Черты параболического повествования предполагают некий второй план, определяющий истинный смысл и задачи пьесы. В переводе с древнегреческого «парабола» – «сравнение, сопоставление, подобие, приближение».

- Эта пьеса не простая, - говорит художник спектакля Владимир Павлюк. - Брехт писал ее в общей сложности более 10 лет, замысел возник в 1930 году, а закончил он пьесу в 1941-м. Драматург в иносказательной форме описывает то, что происходило тогда в Европе, персонажи – это европейские страны. Можно сопоставить тогдашнюю международную обстановку в период от Первой до Второй мировой войны – и все разгадать. Брехт заложил в пьесу политику и прикрыл ее Китаем. По сути, судьба главной героини Шен Те – это судьба немецкого народа в видении Брехта. Но не в нашем. Сейчас можно провести много параллелей – и судьба Шен Те может оказаться судьбой любого народа. Мы люди культуры, но - хотим мы того или нет - политика на нас влияет. Хотя в данном случае это спектакль не политический.

 

Фото: Геннадий Филиппович.

Источник:
 


 


Первый городской телеканал о воплощении замысла художника спектакля Владимира Павлюка мастерами декорационного цеха и костюмеров театра.