«В начале мне пьеса показалась немножечко пошлой»

 

«В начале мне пьеса показалась немножечко пошлой»: как будет сделан спектакль «Примадонны» в Драмтеатре
С осени в калининградском Драмтеатре начинается новый сезон. Одной из первых премьер станет комедия «Примадонны» по пьесе американского комедиографа Кена Людвига. Сюжет у пьесы достаточно фривольный: два безработных актера-оболтуса, пронюхивают, что престарелая миллионерша в срочном порядке ищет свою родню, дабы было кому завещать состояние. Проблема тут в том, что затерявшиеся родственники — это любимые племянницы пожилой дамы. Так что для того, чтобы срубить куш актерам придется пуститься в большую авантюру с весьма сомнительным исходом. То есть переодеться в женщин и попытаться втереться к «любимой родственнице» в доверие. Дальше идет стандартное для такого жанра развитие сюжета: на горизонте внезапно нарисовываются еще две девушки, актеры в них, конечно же, влюбляются, при чем одна из новых героинь — реальная племянница миллионерши. 

Характерно, что вся эта буффонада досталась для постановки Вячеславу Виттиху — режиссеру, которого раньше в любви к комедиям заподозрить было сложно. Виттих на местной сцене отметился достаточно мрачной «Панночкой» - спектаклем по гоголевским мотивам — и отнюдь не жизнерадостными «Мастером и Маргаритой». К последнему спектаклю он даже подобрал вполне себе инфернальный саундтрек, включив туда одного из главных выходцев из британского эзотерического подполья, лидера Current 93 Дэвида Тибета. Потом у Виттиха, правда, случилась некоторая «перезагрузка» в репертуаре. После «Мастера и Маргариты» режиссер неожиданно взялся за «Валентинов день» Ивана Вырыпаева, рассказывая в интервью, что ему «было интересно покопаться в теме любви». Сейчас для Виттиха, чтобы как-то порвать со статусом одного из самых мрачных режиссеров местного Драмтеатра, видимо, пришло время обратиться к более легким жанрам. 

«Я очень давно хотел сделать комедию, - признается режиссер — В начале мне эта пьеса показалась немножечко пошлой. Но потом я понял, как это можно все скрасить. Хотелось, чтобы это было легко и весело. А особой «чертовщины» у меня и не было....». 

О самом Кене Людвиге Вячеслав Виттих до этого момента ничего не слышал и других постановок этого спектакля не смотрел. Хотя сама пьеса есть в репертуаре даже у МХАТа. Сам режиссер однако отмечает, что все пьесы Людвига «обречены на успех». 
Тут, конечно, стоит еще отметить особую любовь Драмтеатра к комедийному жанру. Комедии в репертуаре появляются постоянно, а число постановок спектакля «Номер 13» по пьесе Рэя Куни давно уже перевалило за сотню. 

«Рэя Куни ставили тоже ребята интересные, но 11 лет назад, - объясняет исполнитель главной роли Алексей Переберин, - Сейчас другие ребята будут делать комедию. У меня дети растут и я понимаю, что им неинтересно уже, что было 11 лет назад». 

«Я думаю, что сейчас у театра существует потребность в комедиях, - рассказывает Виттих, - Сложно сказать, больше или меньше они привлекают публики. Но у театра есть потребность в любом жанре. Он должен быть многогранен. Кто-то сегодня хочет посмеяться, завтра кто-то хочет посмотреть на какую-нибудь мистику, а послезавтра прийти на драму и поплакать». 

Спектакль по Людвигу отчасти кому-то может напомнить культовый фильм Билли Уайлдера «В джазе только девушки»: тут творится та же, по сути, чехарда с переодеваниями. Вячеслав Виттих, впрочем, какой-то идеологической связи своего спектакля с комедией с Мэрилин Монро не видит. В Драмтеатре даже рискнули отказаться от джаз-модерновых костюмов и прочей «бродвейской» шелухи, хотя у самого Людвига, в оригинале пьесы, подобные акценты усмотреть можно. Что интересно, другие российские театры, где «Примадонны» также попали в репертуар, подобных аллюзий не слишком стесняются. В Петербурге, к примеру, при постановке Людвига в ткань спектакля специально вписывают какие-то вокальные номера. 

«Параллель прослеживается, но мы к этому не привязываемся. Сюжет пьесы, грубо говоря, напоминает «В джазе только девушки». Но мы не особо от этого отталкиваемся. Мы знаем, что есть такое произведение, но какого-то упора на него не делаем. Но естественно, тут не уйдешь ни от буффонады, ни от привязки к «В джазе только девушки». Все, кто видел этот фильм, будут узнавать моменты », - отнекивается Виттих. 

При этом Виттих попытался избавиться в спектакле (хоть это и действительно комедия положений) от каких-то совсем твердолобых гэгов. Шутки в духе кинематографического опыта Comedy Club или чего-то подобного, когда персонажа по несколько раз в кадре заставляют садиться мимо стула, его, по собственному признанию, не сильно вдохновляют. И юмор он тут пытается найти «в другом». 

«Мы всячески пытаемся во время репетиций наоборот все опошлить. Мне кажется, что убрать потом все это будет проще. То есть увидеть максимум пошлости, а потом всю эту пошлость снять. Мне кажется, что она сама уйдет. Интуитивно. Но если это получится совсем пошло, то я сам спектакль к премьере не допущу», - рассказывает режиссер. 

Что касается эпатажа, то автору приходится согласиться с тем, что уже сам сюжет с переодеваниями предусматривает, что зрителя будут стараться выбить из состояния равновесия. 

«Естественно, это уже само по себе в пьесе заложено. Мужчина надевает на себя платье. Там есть бюст и так далее... Это само по себе эпатажно. Но насколько это будет шокировать зрителя, пока что сказать сложно», - поясняет Виттих. 

Что на этот раз будет в спектакле с музыкой – режиссер пока скрывает. Во всяком случае, вряд ли это будет Земфира, которая во многом задала вектор развития в «Мастере и Маргарите» или мрачное кабаре от британцев Tiger Lilies, которые неожиданно возникли в постановке по Вырыпаеву. Режиссер лишь дает намек, что все будет вертеться вокруг какой-то одной песни, которая в спектакле будет звучать в совершенно разных версиях. 

Зато, когда речь заходит о техническом оснащении нового спектакля, режиссер-постановщик заметно оживляется, вспоминая, что для постановки будут использоваться чуть ли не лазерные спецэффекты и что для постановки купили «безумно дорогие ткани». 

«Мне очень хочется аниме добавить в спектакль. Реакции героев, например. Они будут немножко анимешные», - заметно заводится Переберин, когда разговор заходит об антураже. 

«У нас будут всякие фейерверки лететь, все будет греметь и так далее…», - осторожно резюмирует Виттих. 


Премьера спектакля «Примадонны» состоится 25 октября.

 

Источник: