Драматический театр у нас один, а зрителя в Калининграде достаточно много. Задача — удовлетворить потребности совершенно разных людей.

В преддверии нового сезона художественный руководитель Калининградского областного драматического театра Михаил Андреев рассказал в интервью газете «Профи» о том, насколько сложно делать международные проекты, какие дополнительные услуги ждут зрителей и о конкуренции в театральной среде.

— Михаил Анатольевич, поводом для нашей встречи стал новый 68-й сезон, не могу не спросить, что ждёт зрителя?

— Открытие нового театрального сезона — это те эмоции, впечатления и работа, которая проводилась летом. А летом мы съездили на гастроли в Москву, выступали на площадке театра Et Cetera под руководством Александра Калягина. Во время гастролей показали два спектакля: «Мастер и Маргарита» и «Лорд Фаунтлерой». Они были с большим интересом встречены публикой, и это вселило в нас уверенность в том, что такого рода эксперименты, когда провинциальный театр выступает в столице, вполне возможны. Это не просто обнадёживает, это даёт возможность на перспективу выстроить отношения с московскими театрами, что очень важно для актёров. Ведь любое развитие, любая поездка, любое участие в фестивалях — всё это совершенно по-другому влияет на работу потом у себя на месте.

Летом мы репетировали два новых спектакля. Откроем сезон новой работой Михаила Салеса «Поминальная молитва». Это серьёзная работа, произведение очень актуальное в условиях дефицита мира, дружбы, добра и взаимопонимания. Спектакль будет насыщен большим количеством песен, музыки, танцев, занята почти вся труппа. Открытие должно очень серьёзно заинтересовать нашу публику, как, впрочем, и всё остальное, что мы подготовили для нового театрального сезона.

Вторая премьера — спектакль Вячеслава Виттиха, совершенно смешная комедия положений «Примадонны», такая простая, бесшабашная, лёгкая и современная. Премьера состоится в конце октября. Ещё два спектакля, которые не успело посмотреть большинство зрителей, мы подготовили ещё в конце прошлого театрального сезона: «На бойком месте» и «Валентинов день». В репертуаре продолжают жить совершенно различные пьесы: работы по зарубежной драматургии и российской классике, трагедии, фантасмагории. Любой зритель сможет найти то, что ему больше по душе.

Кроме того, мы готовим очень серьёзную работу. Давно назрела необходимость сделать музыкальный спектакль. Долго думали над материалом и над тем, кто эту работу будет делать. Выпустим мы спектакль в середине сезона, это будет пьеса «Добрый человек из Сезуана», ставить спектакль будет московский режиссёр Игорь Меркулов.

— В прошлом году вы работали над международным проектом «Ромео и Джульетта». Планируете ещё что-нибудь подобное?

— Такого рода проекты очень сложно тянуть каждый год. В этом году в наших планах такого проекта нет. Конечно, есть театры, которые в силу каких-то обстоятельств за счёт этого только и живут, не имея порой постоянного зрителя. На проекты они подсаживаются как на постоянную возможность донорского вливания. Театр должен в этом периодически участвовать, нет сомнений, но если участвовать в этом постоянно, то это потянет за собой шлейф проблем и недостатков. Потому что международный проект, на который мы решились в прошлом году, — это по три раза в разных странах репетиции по 10-15 дней, сами спектакли по 5 дней в разных странах, по 3-4 дня мастер-классы и творческие лаборатории. А театр репертуарный, тянет за собой груз обязательств, чтобы зритель не потерял интерес. Надо ставить другие спектакли, на одном спектакле долго не протянешь. Сегодня зритель хочет постоянно видеть что-то новое, не теряя уровень и количество эмоций.

— Вы сказали, что в репертуаре много различных по жанру спектаклей. Исходя из чего, вы выбираете пьесы для постановки?

— Драматический театр у нас один, а зрителя в Калининграде  достаточно много. Задача — удовлетворить потребности совершенно разных людей. Важно соблюдение баланса, чтобы можно было посмотреть и классику, и современную или зарубежную драматургию. В репертуаре театра на сегодняшний день есть не только соблюдение баланса, но и расширение жанрового поля для нашего зрителя: есть комедии, трагедии, мистика, театральный детектив, фарс, мелодрама.

— А какие жанры предпочитает зритель?

— Безусловно, чаще зрителю нравится комедия. Это не значит, что его интересует только лёгкий материал, это значит, что зрителю необходимо пополнение эмоций, которых часто не хватает в будничной жизни. Хотя я должен отметить, что в последнее время вырос интерес либо к культовым работам, либо к очень серьёзному литературному материалу. У нас хорошо ходят на Островского, одним из рейтинговых спектаклей является «Мастер и Маргарита». Но зрителю нравятся и лёгкие комедии, мелодрамы, семейные спектакли. Поэтому, когда есть в репертуаре разные направления деятельности, работы различных режиссёров, отсутствие режиссёрского монополизма — для провинциального театра это важно.

— Люди сегодня охотно идут в театр?

— Да, у нас хороший зритель, благосклонно относящийся к театру. Мы его любим и эта любовь взаимна. Мы стараемся в каждом сезоне подготовить новые работы, создать какой-то новый спектр услуг. До конца года, например, появится система онлайн-покупки билетов. На сайте есть возможность ознакомиться с 3D-экскурсией. Это дополнительные услуги, которые уже не новы для столичных центров, но они очень перспективны и удобны для нашего зрителя. Это даёт результат, заполняемость залов сегодня очень хорошая, от 80 до 100%. В прошлом году на большинстве спектаклей были аншлаги.

— Театр развивается, и это видно, но насколько это прибыльное дело?

— Прибыльным я бы его не назвал, но в экономическом отношении успешным театр может быть, безусловно. Нам было бы сложно самим решить все вопросы исключительно на деньги от продажи билетов, тогда бы они стоили достаточно дорого, и столько людей не ходило бы в театр. С помощью областного бюджета нам удаётся решать множество вопросов. Министерство культуры Калининградской области, помимо того, что оно как учредитель нас финансирует, в этом году выделило средства по программе развития культуры региона на приобретение нового оборудования на более чем 1,2 млн рублей. Такая же сумма была выделена по программе «Доступная среда», чтобы у нас была бегущая строка для слабослышащих людей, чтобы туалетные комнаты были специально оборудованы для людей с ограниченными возможностями передвижения. По программе информатизации театрального дела Министерство культуры РФ выделило нам грант на примерно такую же сумму. В результате мы получим информационную поддержку и организуем сервис покупки билетов онлайн. Мы выиграли грант Министерства образования Калининградской области в рамках программы патриотического воспитания — постановка спектакля, посвящённого Дню Победы.

Сам театр, его продюсеры должны привлекать дополнительные ресурсы. Любой театр работает в условиях конкуренции, причём не только с коллегами, театрами. Сегодня конкуренция — это футбольные стадионы, спортивные площадки, это вся сфера досуга и любого рода услуг.

— А вы не считаете конкуренцией московские спектакли или фестивали, например, «Балтийские сезоны», которые у вас проходят?

— Иногда да, а иногда это очень полезно. Во-первых, у каждого может быть свой зритель, во-вторых, разный уровень информации, разные временные промежутки. Это здорово, что мы имеем возможность что-то видеть, сравнивать. А определённые обстоятельства из проблемы можно превратить в выигрыш.

— Вы сказали, что при отсутствии грантов и дотаций цена на билеты была бы очень высока. Из чего она складывается на сегодняшний день?

— В стоимости билетов на первом месте себестоимость производства спектакля: количество занятых актёров, декораций и костюмов. Цена определяется из разных факторов и некоторых продюсерских решений. Какие-то спектакли приносят больше прибыли, какие-то меньше, какие-то являются, нельзя сказать, что убыточными, в этом случае спектакль просто списывается, так скажем, дотационными. В этом случае преследуется определённая цель, скорее всего, благородная, — поддержка в репертуаре сложных произведений, чтобы не потерялся интерес зрителя.