Самая плохая женщина умрёт

В Калининградском драмтеатре готовят к марту новую премьеру. Спектакль «Любить чудовище?!» по произведению итальянского драматурга Карло Гоцци. Постановку доверили самому, может быть, неоднозначному режиссёру — Вячеславу Виттиху. Афиша RUGRAD.EU попыталась разобраться, как будет устроен новый спектакль и каких провокаций и экспериментов от него ждать. 

Интерес к итальянскому драматургу у режиссёра Калининградского драмтеатра Вячеслава Виттиха появился уже давно. На пресс-конференции он рассказывает, что ещё во времена студенчества им советовали обратить внимание на Гоцци как на автора «недоценённого». «''Синее чудовище'' зацепило именно тем, что там про великую любовь... Ну я тогда молодой был», — признаётся он. 

Виттих отправился в Бишкек ставить «Любовь к трём апельсинам». Это произведение итальянца чаще всего встречается в репертуарах российских театров. «Я еду и понимаю, что текста нет, этого нет, а времени у меня 25 дней. И что-то я засомневался и думаю: надо всё-таки ''Синее чудовище''... Приезжаю к художественному руководителю и говорю: ''Давайте всё-таки не ''Любовь к трём апельсинам'', а ''Синее чудовище''. А он говорит: ''Ты не готов к материалу, я тебе покупаю билет, уезжай обратно''. И я улетел...», — вспоминает Виттих, зачем-то уточняя, что тот его художественный руководитель «теперь сидит в тюрьме». 

В версии Драмтеатра спектакль будет называться «Любить чудовище?!» с вопросительным и восклицательным знаками в конце. Сделано это, видимо, для того, чтобы лишний раз обозначить главную для режиссёра тему — IMG_4439.JPGлюбовь (желательно, вечная и всесильная). На пресс-конференции Виттих, такое ощущение, вообще больше ни о чем не говорит. «Сверхзадача — сделать всех счастливыми», — говорит он, по-театральному закатывая глаза. 

О сюжете спектакля режиссёр рассказывает осторожно, пытаясь не раскрывать лишнего. Обещает, что вплоть до самого финала зритель никак не догадается о том, какая его ждёт концовка, потому что сюжет «очень закручен». Правда, Виттих всё-таки проговаривается, что «самая плохая женщина умрёт». 

Спектакль Вячеслав Виттих называет «фантастической комедией». «Сначала это была фантастическая история, потом это стало фантастической клоунадой. Теперь пришли просто к фантастической комедии. Надеюсь, что это будет смешно», — поясняет режиссёр. Впрочем, он тут же замечает, что отдельные сцены будут трогательными и должны задеть зрителей за живое. «Хотелось бы какой-то драмы и трагедии», — замечает он. 

Над спектаклем с Виттихом будет работать новая команда. Художником по костюмам стала Фагиля Сельская. На пресс-конференции она рассказывает, что звонок Виттиха её застал как раз в тот момент, когда она выходила с другого спектакля по Гоцци — «Ворон». Теперь она называет это «прекрасным знаком». «Я думаю, как классно было бы сделать Гоцци, и тут звонит Слава. Конечно, я поехала», — отмечает она. 

Хореографию спектакля будет ставить Дарья Барабанова, которая известна по работе с питерским экспериментальным театром AXE. Это объединение можно было бы назвать «театром прямого действия», где спектакли больше напоминают перформансы и то, что принято сегодня называть «акционизмом»: люди носятся по сцене, вокруг всё горит, работают и гудят механизмы жутковатого вида. В калининградской версии Гоцци тоже обещают эксперименты. Про декорации говорят, что все они будут перемещаться «на колесах» без какой-либо посторонней помощи. «Мы экспериментируем, делаем всё, что хотим, дурачимся, чтобы в конечном итоге доставить зрителю удовольствие. Это буйство фантазии, цветов и красок», — говорит режиссер. 

У Виттиха в Драмтеатре своя история экспериментов и провокаций. К булгаковским «Мастеру и Маргарите» в своё время он добавил саундтрек из песен Земфиры и группы «Сплин». На пресс-конференции его спрашивают про музыку, и он вновь послушно обещает «провокацию» и даже рассказывает, что поначалу хотел привлечь живых музыкантов, но в результате свернул все переговоры по собственной инициативе, так сч0009.jpgкак испугался, что во время репетиций спектакль свернёт куда-нибудь в другую сторону. Таким образом, уже придуманная музыка, к сожалению, не попадёт в канву спектакля, оставшись за бортом. Впрочем, Виттих ставит на пресс-конференции одну из композиций, которую уже успел «утвердить». Звучат пианинные пассажи с глухими индустриальными барабанами. Это, наверное, главная загадка Виттиха: никогда не угадаешь, что у него останется от аутентичного текста и что внезапно, словно чертик из табакерки, вылезет где-нибудь по ходу постановки — Земфира или же что-то пострашнее? На этот раз Виттиху хотелось записать для его постановки что-то с Аркадием Фельдманом. 

«Мы не делаем таких ставок: событие или не событие... Для нас событием является каждая премьера», — деликатно замечает заместитель художественного руководителя театра Александр Федоренко. Но тут же признаётся, что у Драмтеатра есть свой костяк публики. А вот на какие-то постановки сознательно возлагается роль эксперимента, которые должны эту условную аудиторию расширить и привлечь новую публику. «Но не всегда это получается. Спектакль играют 5–10 раз, и он уходит, потому что отклика нет отклика. Понятно, что в любом сезоне есть основные ставки на какие-то спектакли... Есть спектакли, которые кормят театр и позволяют делать эксперименты», — поясняет Федоренко. 

О том, что «Любить чудовище?!» станет тем самым экспериментом, которому ещё долго придётся доказывать своё право на жизнь в репертуаре, понятно уже хотя бы по манере поведения Виттиха. Режиссёр ушёл в некое «внутренне отшельничество»: никого не пускает на репетиции и отказывается давать интервью. 

В ходе пресс-конференции Виттих также упомянул, что уже начал сокращать первоначальный текст Гоцци. «Он несёт какую-то информацию... но страдания... А страдания на сцене интересны две минуты. Не больше», — резюмирует он. 

Премьера спектакля «Любить чудовище?!» состоится 5 и 6 марта.
Заказ билетов на сайте театра.

Источник: