Что такое «едрит твою копалку» и почему актеры целуют сцену, узнал корреспондент портала «Выходной» на прогоне нового спектакля в драмтеатре.

В Калининградском драматическом театре очередная премьера — на этот раз режиссер Вячеслав Виттих и актеры Надежда Ильина, Анатолий Лукин, Владимир Корчуков, Любовь Орлова, Диана Горбунова и Василий Швечков-младший рассказывают зрителям о непростой жизни российских артистов, их мечтах, горестях и радостях. Первое, что приходит в голову при этом — знаменитые пушкинские строки:

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Да, в истории, написанной драматургом и режиссером Николаем Колядой, так много бьющей через край жизни, чистых, искренних слез и безоговорочной любви — к людям, к сцене, к Родине. Ее герои — артисты театра, приехавшие в сибирскую деревню, чтобы выступить на детском празднике, который устраивает некий бизнесмен для своего пятилетнего сына. К ним присоединяется немецкий актер Мартин, изучающий страну, русский театр и актеров.

Жизнь

Перед зрителями предстают обычные люди. Нет, даже не люди, а собирательные образы, олицетворяющие тот или иной тип людей: старый актер Иннокентий Козлов — самобытный русский мужик, патриот, пылкая, творческая натура; его жена Роза Жемчугова — прима, некогда блиставшая на подмостках провинциального театра, а теперь изрядно потускневшая, утратившая былое мастерство, но не сдающая своих позиций; начинающая актриса Мария Петрова — обаятельная, практичная, самоуверенная; ее муж Максим Печкин — ни рыба ни мясо, которого и за артиста-то никто не считает; немецкий актер Мартин Штарк — общительный, доброжелательный, забавный, такой, какими часто видятся нам иностранцы. У каждого из российских актеров своя присказка, свое слово-паразит, точно характеризующее его: «едрит твою копалку», «виртуально», «прикинь! вау!» и «в чем суть юмора».

Непроста судьба российских артистов — чтобы заработать, потенциальным Фаустам и леди Макбет приходится выступать на детских праздниках, городских мероприятиях и в домах престарелых. Поэтому так хочется уехать за границу и жить в свое удовольствие — в шикарных трехэтажных виллах с джакузи и слугами. Но что они при этом чувствуют?

«Вот так, значица, Мартын, деньги-то — горбом, горбиком, едрит твою копалку,  говорит один из героев.  Чего-то мне перед этим наймитом капитала стыдно стало, а, ребзя? Что ж мы, правда, как попрошайки загорские?» 

"За сезон сто конкурсов «Мисс-красавица года», пятьсот дней рождений, триста концертов, сто спектаклей, пять тысяч ёлок, сто «Дней города». Обрыдло, всё в горле комом, стыдно всё… Артисты, блин. Барахло". 

Да, хочется жить красиво - но по совести, следуя своему призванию. Поэтому и объединяет всех мечта о чем-то, что намного выше человеческих страстей:

«Пошли, там у меня живет Птица Феникс в клетке! Я её выпущу! Пусть летает! Она не скоро сгорит!»

И, возможно, в этом противоречии и раскрывается та самая многострадальная русская душа, о которой когда-то так много говорилось.

Слезы

В спектакле много смеются и плачут. Смеются над собой и над другими, с помощью шуток и анекдотов пытаются объяснить гостю из Германии особенности российского менталитета. Плачут из-за ушедшей молодости, утраченных возможностей, несыгранных ролей и отсутствующего таланта. И даже потому, что в России у курицы четыре крыла и не работают законы. Но это слезы очищающие, не горькие.

Второе действие «Птицы Феникс» насыщено яркими, эмоциональными монологами, в которых раскрываются характеры персонажей. Искренность актеров подкупает — каждый монолог находит отклик в душе и заставляет задуматься о чем-то своем, очень личном.

Любовь

Говорят, от любви до ненависти один шаг. Но что, если эти противоречивые чувства спокойно соседствуют на бытовом уровне, находя выход в актерской жизни?

«Вы нам как дети по возрасту, вроде,  говорит один из героев, Иннокентий,  и мы, едри вас, должны вас любить и жалеть, а ненавижу. Будто не двадцать лет разница, а сто».

И ответом ему следует: «Это же у нас так, разминка такая каждый день, привыкнуть надо, нет? Мы ж не со зла».

В спектакле прослеживается конфликт поколений — старых и молодых актеров, богатства и бедности — заказчика-бизнесмена и артистов, представителей двух стран — русских и немца. Но объединяющей силой, которая стоит выше всего мелочного и суетного, амбиций и обид, является все-таки любовь. О ней говорит Иннокентий:

«Эх, милый немец, недобиток ты мой, брат ты мой, да я конец света отодвигаю! Ведь сказано же в Библии: уйдёт любовь и конец света наступит! Ты её видишь, любовь-то? Я  нет... Но надо же что-то любить, ферштеен ты меня или нет? Или конец света наступит. Вот я и люблю, понимаешь? Чтоб любовь с земли не исчезала». 

Мысль, взятая старым актером из 24 главы Евангелия от Матфея, становится лейтмотивом всего спектакля  «любовь никогда не проходит». Эта любовь — сцена, на которой всю свою жизнь проводят актеры, свет, который несет людям искусство, жар души, которым делятся артисты, каждый раз, как Птица Феникс, сгорая на сцене и возрождаясь вновь. И не удивительно, что ради этой любви хочется двигаться дальше и верить в лучшее.

В одном из интервью Николай Коляда сказал: "«Птица Феникс» – роскошная пьеса. Вот, кажется, положи ее на суфлерскую будку  сама сыграет", и был недалек от истины: несмотря на некоторые помарки, свойственные генеральной репетиции, постановка получилась веселой и живой. Вячеславу Виттиху удалось поймать и передать дух эпохи, сделать спектакль более глубоким. Удачно подобраны музыка, декорации и костюмы. Замечательно играют Надежда Ильина, Диана Горбунова и Василий Швечков-младший. Думается, что все эти «и жизнь, и слезы, и любовь» найдут отклик у зрителя.

 

  

  


Текст - Виктория Берг
фото - Геннадий Филиппович
Источник: