Пресса о премьере

...И только о любви

В областном драмтеатре состоялась премьера спектакля «Валентинов день». 

Это продолжение когда-то культовой пьесы Михаила Рощина «Валентин и Валентина». Там, если вы помните, «без пяти» был хеппи-энд. В нынешней трагикомедии, поставленной Вячеславом Виттихом по пьесе Ивана Вырыпаева, дела обстоят весьма трагично. Валентине — 60. Так и не ставший мужем ненаглядный тезка 20 лет назад, в день ее рождения, незаметно ушел из жизни. Валентина эту данность до сих пор не приняла. Валентин приходит к ней во сне — совсем юным и с отяжелевшею душой 40-летним мужчиной, который умер, потому что не смог больше «так» существовать. Он — в светлых и больных ее воспоминаниях. И диалог их бесконечен. И сон, и явь равно реальны для женщины, живущей прошлым, лелеющей его, лишь в нем черпающей силы. А еще ее держит на плаву чувство ненависти к «когдатошней» разлучнице. Любовь счастливой (несчастной) соперницы Кати, как любое безответное чувство, эгоистична, вероломна, беспощадна. «Нищая» любовь умеет убивать. Сорок лет назад Катерина, до смерти влюбленная в соседского парнишку Валентина, украла у парня счастье, меж делом оболгав его первую (последнюю) любовь. И заняла место Вали.

Спустя 15 лет обман раскрылся. Уже вроде бы поздно обвинять кого-то в чем-то: семья Валентина кажется вполне жизнеспособной. Однако не разлюбившие друг друга герои теперь встречаются тайком — тяжелые, с надрывом свидания. Он так и не сможет оставить жену. Проще оказалось умереть... 

Еще два десятка лет минуло. Теперь две эти женщины — соседки, добровольные узницы памяти. Живут ненавидя, ненавистью живы. Валентина выкупила у спивающейся Кати ее прежде семейное гнездышко, скупила вещи экс-хозяйки, оставив приживалкой в доме (изысканная месть!). Все, чем теперь владеет Катя, — это ее аккордеон (пьяные песни звучат по случаю и без) и ружье Валентина, которое непременно (и не единожды) выстрелит в нужный час и в нужном месте.

Казалось бы, простая, невзрачная история с отнюдь не безупречными с точки зрения драматургии диалогами, некими шероховатостями сюжета. Но до чего же изысканно и тонко выстроен спектакль, как искренне, пронзительно звучит! За два с половиной часа весьма насыщенного действа немало воды утекло — в прямом и переносном смысле слова. Это и годы (сюжет длиною в сорок лет), и слезы героев, и самый настоящий ливень, который то и дело обрушивается на их головы (черный зонт на двоих не защитит героев), и синий трепетный ручеек, пройти через который можно по тоненьким мосткам памяти. И «ты» - уже в другой реальности, имя которой — Прошлая Жизнь (или, может, Прошедшая?). «Там» что-то еще можно изменить... 

Удивительно точно играют актеры. Надежда Ильина (Валентина) органично перетекает из уставшей возрастной героини то в трепетную 18-летнюю девчонку, только начинающую жизнь, то в горькую, отчаянную женщину-вамп, живущую встречами с единственным Валентином. И это чудо! Все здесь - правда, все - о ней. Валентинов в спектакле двое. 20-летний - Антон Захаров. Пожалуй, это лучшая (или одна из лучших) роль молодого актера, с пронзительной искренностью сыгравшего человека, только что познавшего горький вкус предательства. С завидным мастерством воплотил Алексей Грызунов образ 40-летнего героя — человека надломленного, подчинившегося обстоятельствам, философствующего там, где надо принимать решение.

Все три Кати, безусловно, хороши. Молодую - необычайно пластично и с нервом воплотила на сцене Мария Авраменко. Запоминающийся образ получился и весьма объемный. В образ Кати средних лет легко и красиво вписалась Лариса Егорова. Роль 60-летней Катерины — самая, пожалуй, громкая, характерная. Колоритно, «вкусно», нигде не пережав и не нарушив равновесия, сыграла свою героиню Галина Лукина. 

Сквозным действием спектакля (очень важной, неотъемлемой его частью) проходит весьма сумасшедший перфоманс. Причудливо, изломанными линиями передвигаются по сцене (а после на время оккупируют часть зрительного зала) потусторонние, причудливые, в экзотических лохмотьях существа с барабанами, дудками, бубнами, кто-то с гитарой, кто-то с антенной на голове. И все это под тонизирующую музыку-кураж, отчаянную, эпатажную, будоражащую и весьма привлекательную на слух (в спектакле звучат композиции музыкальной группы Tigerlilit). Все это чудо-действо в полной мере материализует внутренний раздрай в душе главной героини, шабаш ее души, сиротство. Вырывается наружу то, что обычно держат под замком.

Спектакль завораживает, как, впрочем, и все остальные, сотворенные талантом Вячеслава Виттиха на сцене областного драматического театра. Вспомним его «Куклы», «Панночку», «Мастера и Маргариту». Работы Вячеслава — это всегда большое эстетическое приключение, дорога туда, где нет вездесущей бытовухи, где нет вообще ничего материального. Лишь только жизнь души во всем ее многообразии.

Ирина Моргулёва