Наш Драмтеатр

Старейшему профессиональному театру региона - 70

В российской культурной традиции театр всегда был центром духовной, нравственной и творческой жизни. Не случайно сразу после войны, уже осенью 1945 года, в завоеванном Кенигсберге открылся Театр Красной Армии, на базе которого 4 ноября 1947 года был основан Калининградский областной драматический театр. И с тех пор наш театр был и остается тем зеркалом, в котором жители  самого западного российского региона видят, осознают и постигают себя.

В этом году калининградской драме исполнилось 70 лет, и мы открыли 71-й театральный сезон.

 

Как все начиналось

Первая труппа театра состояла, в основном, из выпускников Гиттиса, курса профессора  И. М. Раевского. Они приехали сюда из Москвы летом 1947-го с уже подготовленным репертуаром и декорациями. Официально театр открылся 6 ноября  торжественным заседанием к   30-летию Великого Октября, после которого прошла премьера спектакля  «Парень из нашего города» по пьесе Константина Симонова, который был поставлен режиссером А. Котляровым.

История самого западного драматического театра России – это  славные страницы, которые хранят память о замечательных людях и ярких спектаклях. С ним связали свою биографию многие известные мастера сцены. В разные годы у руля стояли очень талантливые советские режиссеры, такие, как З.  Корогодский, В. Тан, Ю. Чернышев, В. Бухарин… В наше время здесь успешно работали и работают М. Салес, Н. Петеров, Е. Марчелли, В. Виттих. Все они - яркие личности, со своим творческим амплуа, воззрениями, эстетикой, каждый внес свою лепту.

К юбилею мы проделали огромную работу: собрали и восстановили когда-то утраченную информацию обо всех  спектаклях, созданных за прошедшие десятилетия, и издали ее в одном каталоге, перечислили в нем работавших и тех, кто сегодня трудится здесь, - от актеров и режиссеров до постижеров и монтировщиков сцены. Мы очень гордимся нашим сегодняшним коллективом. Это люди, по-настоящему преданные театральному делу.

Как любой другой вид искусства, театр развивался, вступая в диалог с современными реалиями или противореча им. В соответствии  с требованиями времени менялся репертуар. За семь десятилетий на наших подмостках были поставлены сотни спектаклей по классической и современной драматургии.

Пьесы «Соперники» Р. Шеридана, «Лондонские трущобы» Б. Шоу, «Дом Бернарды Альбы» Ф.Г. Лорки, «Кража» Д. Лондона», «Приключение» М. Цветаевой, «Танго» С. Мрожека, «Романтики» Э. Ростана – были поставлены в калининградском драмтеатре впервые или показаны только на этой сцене.

Важное место в каталоге театра занимают спектакли по драматургии  калининградских авторов. Это «Вилла Эдит» М. Баринова и З. Корогодского,«Крутые берега» В. Бобринева и Я. Захаровича, «Человек с улицы» В. Долгого, «Особый объект «Z» В. Зорина и Ю. Чернышева, инсценировка романа Н. Нарокова «Мнимые величины» В. Петровского.

 

Впечатляющая статистика

Есть в нашем театре и свои рекорды. Постановленный З. Корогодским в 1956-1957 годах спектакль «Вилла Эдит» калининградские зрители увидели более 200 раз. И в дальнейшем отдельные работы театра жили на сцене по много лет. К примеру, «Лорд Фаунтлерой» постановлен народным  артистом России М. Салесом в 2010 году. Он был удостоен Российской национальной премии «Арлекин» в четырех номинациях и до сих пор не сходит с наших подмостков. А спектакль «Ромео и Джульетта» этого же режиссера был создан в рамках международного проекта Европейского Союза. Поставленный одновременно в трех странах, он вошел в репертуар театров Калининграда, Клайпеды и Эльблонга и до сих пор в афише нашего театра.

 

Всего за семь десятилетий  в драмтеатре было показано более 500 спектаклей. Наши залы посетили порядка 5,5 млн. зрителей. 

 

Вызовы сегодняшнего дня

Сегодня мы живем в медиа-пространстве, постоянно поглощаем массу знаний из самых разных источников. В театре уже нет идеологии, цензуры и руководящей роли партии. Люди изменились: им доступна любая информация, и при желании - искусство любого уровня, выбор огромен. Они голосуют за спектакли «ногами» и рублем. Поэтому главная наша забота - создать  достойное предложение каждому зрителю. 

Оно должно быть созвучно с его образом жизни, мыслями,  манерой поведения, отвечать на волнующие его вопросы. То есть наша работа должна быть близка публике и по содержанию, и по форме. Значит, это то, что стильно и ново с точки зрения визуальных средств и технологий. Я рад, что за время становления мы смогли прийти к этому и в то же время  остаться классическим театром,  быть очень современными и разнообразными. 

 

Как рождаются современные спектакли

Реализация некой творческой идеи – это приведение в действие огромной машины.  Любая творческая концепция формируется вокруг постановочной группы и  всех участников театрального процесса. Сегодня в театре трудятся более 100 специалистов, без которых немыслим ни один спектакль.   45 человек –  это актеры театра. Примерно 60 – это работники производственных цехов: монтировщики, машинисты сцены, бутафоры, художники сценографы, швеи, постижеры, гримеры. Сюда же входит и техническая служба, которая отвечает за безопасность, электронные устройства,  свет и звук.

Процесс создания спектакля можно сравнить с организацией производства. За год можно сделать от двух до восьми новых спектаклей, так как количество репетиционных точек, репетиций на большой сцене в  условиях декораций и технического оснащения ограничено. Причем, речь идет и о малых формах, и о больших полотнах. Путь одного спектакля к зрителю занимает от полутора до трех лет.

Первый этап – подготовительный период, в который входит творческая разработка концепции и макетов. Второй – изготовление декораций, реквизита и костюмов в производственных мастерских. Третий – репетиции актеров. И, наконец, завершающий этап – сдача спектакля и премьера.  

С каждым годом наш репертуарный драматический театр развивается все быстрее. Он изменчив, разнообразен, подвижен. Если раньше можно было поставить спектакль с несколькими фонарями, то сейчас  – это использование сложных компьютерных технологий, современных материалов для  изготовления декораций и многое другое. Неизбежным остается одно, что было, есть и будет – это живое искусство и живой контакт со зрителем, актерское мастерство и энергетика зала. 

 

Самый ценный ресурс театра

Их Величества актеры – это главные люди в театре. От их работы зависит успех всех остальных. С 2012 года мы  проводим ежегодный  конкурс актерского мастерства «Свое лицо». В ходе конкурса выявляются лучшие актерские работы. По итогам голосования зрительского и общественного жюри, а также худсовета победителям конкурса присуждаются премии в разных номинациях: «Любимый актер года» и «Любимая актриса года», «Лучшая женская роль» и «Лучшая мужская роль», «За раскрытие творческой индивидуальности», «За театральные достижения».

И каждый раз это тяжелый выбор лучших из лучших. Труппа театра сбалансирована актерами различных амплуа и возрастных категорий, и она способна воплотить любой режиссерский замысел. 

Наш театр постоянно пополняется молодой энергией, новыми формами и экспериментами. Молодое поколение зрителей хочет видеть на сцене своих кумиров-ровесников. Мы это чувствуем и говорим с ними современным языком. Поэтому на нашей площадке работают режиссеры разных творческих школ, сочетаются порой противоположные тенденции и театральные формы – от классики до модерна, от трагедии и мелодрамы - до фарса и мистической фантазии.

Театр принимал и принимает участие в российских и международных театральных фестивалях, неоднократно представлял свое искусство в Литве, Украине, Беларуси, Латвии, Эстонии, Польше, Израиле, Германии. Труппа также гастролировала в Москве и Санкт-Петербурге. Зрители и критики  неизменно отмечали заразительную, искреннюю игру калининградских актеров. Уже в этом году на фестивале современной драматургии «Коляда-plays» жюри отметило исполнение Алексеем Перебериным роли Графини в спектакле «Тройкасемеркатуз».

 

Калининградский зритель

Поход в театр – это всегда событие для зрителя. Каждый идет в театр со своей целью. Одни - развлечься, другие – отдохнуть в приятной атмосфере, третьи –  встретиться и хорошо провести время с дорогим человеком. А кто-то идет для того, чтобы найти ответ на свой вопрос. В чем магия театра? У зрителя появляется возможность прожить вместе с героями, прочувствовать, понять суть произведения, замысел автора и сделать важные для себя выводы.

Театр – это то место, где зрители могут открыто выражать свои чувства.  Сегодня человек очень сильно нуждается  в пополнении своего эмоционального запаса. Людям много приходится трудиться, волноваться, перерабатывать очень большое количество информации. И разобраться во всем этом иногда помогают всего два с половиной часа в театре.

Мне очень нравится, когда мужчины нервно курят после спектакля «Без вины виноватые», а женщины плачут. Я сам в определенной степени эмоциональный человек, и на спектакле «Валентинов день»  испытываю массу бурлящих эмоций. Иногда я не сдерживаю слез на репетициях, генеральных прогонах или  на сдаче спектакля. И это нормально.

От наших постановок зрители ждут сильных эмоций. Им не должно быть скучно, но думать о людях, как о не очень образованных, недопустимо. Если спектакль заставляет спорить и рассуждать, - это немало. За последние годы вырос очень взыскательный зритель. Когда человек садится в удобное кресло, гаснет свет, и начинается некое таинство, иногда это сказка, иногда это правда или неправда, но он должен верить в то, что происходит, это главное.

Многие калининградцы очень любят наш театр, за что мы им бесконечно благодарны. Бывают моменты, когда нас необходимо поругать, побранить, а наши  зрители делают  это очень мягко. Зато когда нравится, поддерживают, не скупятся на овации, цветы, крики «Браво!». У нас в Калининграде необычный зритель, многие это отмечают.

 

Будущее – в полифонии

Было время, когда наш драмтеатр был актерским, поскольку его основал актерский курс, они выросли и заблистали и пьесы подбирались под них, затем он стал режиссерским, подчиненным идеям главных режиссеров. На сегодняшний день это театр продюсерский, поскольку наша задача – грамотное вложение финансовых ресурсов и создание продукта, удовлетворяющего самым высоким запросам публики.

В настоящее время больше половины средств театр зарабатывает за счет своей основной деятельности, остальная часть выделяется из областного бюджета. В вопросах финансирования нашим основным советчиком и партнером является учредитель театра - Министерство культуры Калининградской области.

Сейчас особая, непростая история. Мы находится в жесткой конкуренции со всем, что окружает нашу повседневную жизнь: с кафе, ресторанами, шоу-программами, спортивными состязаниями и так далее. Все,  что составляет сферу свободного времяпровождения, естественным образом друг с другом конкурирует.

Именно поэтому в настоящее время провинциальный театр становится продюсерским, зависит от выстраивания репертуара, творческой, финансовой и экономической политики. Мы стараемся предоставить калининградцам, гостям города, всем зрителям, кто приходит к нам, такое сценическое разнообразие, которое бы устраивало различные социальные и возрастные группы.

На мой взгляд, репертуар, который мог бы удовлетворять потребности, развивать, вдохновлять, находить отклики в сердцах людей разных возрастов, взглядов, воззрений, можно делать только в условиях полифонии, когда используются, помимо жанрового разнообразия, совершенно различные средства, современные синтетические формы.

Поэтому у нас в театре работают совершенно не похожие режиссеры разных театральных школ и поколений. А для воспитания зрителя спектаклей больших, сложных форм мы недавно открыли на малой сцене Лабораторию современной пьесы. Экспериментировать мы приглашаем молодых, продвинутых режиссеров.  

Мы очень рады, что уже не первый сезон число наших зрителей превышает 100 000. Калининградская драма живет в активном диалоге со своей публикой, в непрестанном творческом поиске, в овладении новыми средствами художественной выразительности, в постоянном совершенствовании самого театрального механизма. Именно в этом мы видим пути дальнейшего развития театра.

Театральное искусство никогда не умрет. Ни кино не заставило театр отодвинуться, ни телевидение, ни интернет. Другое дело, какой сегодня театр, как его организовывают сегодня люди, которые в нем служат. Также важно, как сегодня театр позиционирует себя, как взаимодействует со зрителями.

70 лет для театра – не возраст. У нас много планов, и мы работаем над  их осуществлением. Волшебная сила искусства нам помогает преодолевать все вызовы и идти в ногу со временем.

 

Художественный руководитель театра, заслуженный работник культуры России Михаил Анатольевич АНДРЕЕВ.