Новости Новости

16.05.2014

"Любовь нельзя сыграть"

…Не пытайтесь искать логику во времени - во времени логики нет. Не пытайтесь объяснить время логическим путем, времени, как такого, не существует. Есть две вещи: любовь и любовь….

Этим эпиграфом из арабского философа начинается пьеса  Ивана Вырыпаева »Валентинов день»

О любви будет и  новый спектакль Вячеслава Виттиха .

 А еще о смерти…которую невозможно сыграть.

О пьесе, спектакле и о любви говорили мы с режиссером –постановщиком накануне премьеры.

Мне часто задают вопрос - о чем же будет спектакль. Еще на первой читке я сразу сказал актерам, что эта пьеса о двух вещах - о любви и смерти.  И это то, что невозможно сыграть. Любовь, потому что сыграть любовь может только тот, кто любит по настоящему, а когда ты играешь в десяти спектаклях, то полюбить десять человек, естественно, невозможно. Ну, а смерть невозможно сыграть, потому что мы этого не переживали и не знаем как это…. И вот эти две вещи, может быть, это и рискованно,  мы пытаемся делать. А что касается каких-то конкретных вещей в спектакле, то  мне хотелось бы,  чтобы зрители сами где-то их разгадали, где-то додумали, потому что  спектакль будет очень символичный, и вот если эти символы они отгадают, будет замечательно.

 Так все-таки пьеса Ивана Вырыпаева продолжение пьесы Михаила Рощина «Валентин и Валентина» или нет?

Я бы сказал, что это своеобразное продолжение пьесы «Валентин и Валентина». Видимо, Ивану Вырыпаеву так понравилось пьеса Михаила  Рощина, что ему захотелось  узнать или придумать, что же было дальше с этими героями. Я сам влюбился в материал с первого прочтения,  хотя до этого осторожно относился к Ивану Вырыпаеву. Видел  его кинематографический материал и даже когда читал его драматургию, не скажу, что меня что-то зацепило на тот момент. Но  мне настойчиво советовали прочитать как раз эту пьесу и,  прочитав, я сразу влюбился в нее..  Эта пьеса  абсолютно для любого возраста и  сможет дать ответы  на какие то жизненные философские вопросы, на мой взгляд. А мы ведь,  прежде всего, думаем о зрителе

А разве не сложнее работать с материалом, который очень любишь?

Если не влюбляешься в пьесу, не надо ее брать. Поэтому на первой репетиции я задал актерам вопрос - интересен ли им материл, и если кому-то не интересен, лучше сразу отказаться, потому что надо всеми фибрами своей души влюбиться, чтобы что-то получилось. Огромное спасибо актерам, что они  тоже нашли в себе эти чувства и  разделили их со мной . Влюбиться в материал -это необходимая вещь.

Вы достаточно хорошо знаете труппу калининградского драмтеатра,  ставили здесь спектакли, работали со многими актерами. Распределение ролей в этом спектакле  как проходило? Вы назначали или руководство театра?

 -Выбор был мой на каждого персонажа и героя. И считаю, что для меня лучшего распределения быть не может. Надежда Ильина, которая играет главную роль - мой долг, скажем так, отдать ей этот спектакль. Еще раньше мы  с ней договорились, что я сделаю ей некий бенефис, не могу сказать, что это будет в полной мере тот бенефис, о котором мы все имеем представление, но это будет  спектакль для нее. Конечно и для всех остальных, но для нее - в большей степени.

Но для успешной работы над спектаклем играет большую роль и постановочная команда. Кто на сей раз с вами создает новый спектакль?

К моей радости, постановочная группа - вся моя команда, с которой я работал в Бишкекском театре - сценограф Юлдаш Нурматов, художник по костюмам Зухра  Мукамбетова ,пластическим решением спектакля занимается Артем Мальков.  И впервые здесь Евгений Прокопенко, чему я очень рад и считаю его потрясающим хореографом, он делает модерновые вещи, перформанс и  хореография здесь будет некой изюминкой спектакля, плюс художник по свету Людмила Воронина, с которой мы тоже давно работаем. Впервые, наверное, в Калининграде такая большая постановочная группа, несмотря  на то, что в пьесе всего шесть человек.

 А ввести в спектакль авангардное искусство, перформанс, Ваша идея?

- Работа режиссера в этом и состоит, чтобы найти что новое, дополнительное к тому, что написано в пьесе. Я переживаю за зрителя и мне хочется буквально  в каждом спектакле, помимо основной сюжетной линии,  ввести дополнительные.  Перформанс- это отдельная сюжетная линия, которая потом войдет в общее состояние спектакля . К примеру, если кому то будет не интересна история Валентины, Екатерины и Валентина, они могут найти интерес в этом пластическом решении, тут  главное- не упустить ни одного зрителя, но при этом и не нарушить структуры пьесы.

Нетерпеливые зрители, зная Вас,   уже  задают вопрос- а какая будет музыка в спектакле?

Хочу это пока оставить секретом, но это будет одна отдельная группа, поющая на  английском языке. И  вот тут я начинаю несколько переживать, что пойдут вопросы - а почему же все- таки в русской драматургии будут звучать песни на английском языке? Скажу, что музыка в этом спектакле будет  создавать настроение, а не нести смысловую нагрузку,

«Если бы не было театра, не было бы, наверное, и меня» написано у вас в группе в «Контакте». Театр- это так серьезно  для Вас?

Не дай Бог конечно, но если мне не придется дальше заниматься театром, я ничем другим заниматься не буду, потому что театр - это настолько мое и настолько я в него влюблен, что я  не могу жить без постановок. Даже в отпуске или в выходные я все равно погружаюсь в драматургию, делаю какие- то рисунки, эскизы, ищу новый материал. Несмотря на то, что у меня конечно есть семья- жена, которую я безумно люблю, дочь, но театр меня поглощает больше, наверное.

 

Татьяна Понаморенко.