Классика на малой сцене

Весной – «Пиковая дама» Пушкина, теперь – «Преступление и наказание» Достоевского.

Спектакли разные, но все же можно провести аналогию. Главные герои – Германн и Раскольников, совершающие убийство. Лиза и Соня – несчастные по жизни девушки, отдающиеся своей любви целиком и безоглядно. Оба спектакля - «ТройкаСемеркаТуз» и «Наказание» - идут «на нерве». Актеры выкладываются, играя бушующие внутри героев страсти.

«Пиковая дама» по объему текста невелика, но как уложить роман Федора Достоевского в полуторачасовую постановку? Число героев сокращено до минимума, преступление остается «за кадром». И в итоге мы видим квинтэссенцию чувств Раскольникова (актер Павел Сибиряков), мятущегося, практически сходящего с ума от страха, осознания греха, безысходности. Все персонажи вращаются вокруг него – Соня Мармеладова (Екатерина Наумова), сестра Дуня (Мария Савельева), Свидригайлов (Геннадий Филиппович), Порфирий Петрович (Максим Махинов). Раскольников внимательнейшим образом рассматривает слезинку Сони, словно вопрошая самого себя – имеет ли он право карать и миловать? Даже если цели высоки. Может ли подобный террор помочь хоть кому-то, сделать хоть кого-то счастливее? 
А вокруг героев – Санкт-Петербург XIX века, серый, грязный, с узкими колодцами дворов, над которыми нависает свинцовое небо. Он наступает на главного героя в буквальном смысле – мастерство сценографии. Бессердечный, тяжелый город. Но в нем живут люди, способные любить и жалеть даже таких, как Раскольников. «За что вы меня так любите?» – удивляется он. И любовь эта – очищающая, готовая к самопожертвованию. И в этом вся суть.

Ирина Климович.