ЧТО-ТО НЕ НАДРЫВНОЕ

Что-то не надрывное

Вячеслав Виттих, имеющий в Калининграде репутацию режиссера мистического и романтического, решил поставить популярнейшую и известнейшую комедию положений Кена Людвига «Примадонны» - надо сказать, более заезженными в этом жанре являются, пожалуй, только пьесы Рея Куни. Премьера на сцене Калининградского областного драматического театра состоялась 25 и 26 октября.

Спектакль начинается необычно. В первые минуты зрелища забываешь, что находишься в театре - яркое свето-звуковое шоу отсылает, скорее, в мюзик-холл или на эстраду. Похоже, таким образом режиссер спорит с мнением главного отрицательного героя комедии — Дунканом (Алексей Грызунов): «Театр - это что-то надрывное». Все остальные герои комедии - кто реально, а кто потенциально, - в любую минуту готовы с головой погрузиться в стихию актерства, праздника и вдохновенного выпендрежа, что бы ни было тому причиной. Скользкий блестящий пол, на котором танцуют степ главные герои Лео и Джек, - это не повод поскользнуться и сломать шею на крутом вираже комедийной интриги, а стартовая площадка - чтобы в веселых танцах и вдохновенных прыжках окончательно взмыть ввысь, в стихию бесконечного праздника и детской игры в переодевания и перевоплощения.

Вячеслав Виттих эту стихию создает мастерски - все мизансцены, детали, декорации, пируэты сюжета режиссерски продуманы так, что актерам остается только играть в меру удовольствия и таланта. Сюжет прост, но лихо закручен: два безработных актера «на мели» натыкаются на объявление, что богатая тетушка ищет своих пропавших племянников. Лео и Джек решают, что выдать себя за пропавших родственников — это прекрасный шанс разбогатеть, и когда выясняется, что речь идет, собственно, о племянницах — наших героев уже не остановить. Их подстегивает даже не жажда богатства, а профессиональный азарт, - режиссер же еще поддает жару, выбрав для перевоплощения в женские роли двух вполне мужественных и корпулентных молодых актеров.

Лео в исполнении Алексея Переберина ярок, точен и темпераментен — перед натиском его энергии устоять практически невозможно. Правда, иногда за Лео вдруг мелькнет тень Брандахлыста из «Кукол», но изгнать ее актеру труда не составит. Василий Швечков-мл. (Джек) - актер большого внутреннего обаяния, и если уж роль предполагает сложные - хоть и комедийные - внутренние коллизии, он отрабатывает их со всей серьезностью и самоотдачей, что, впрочем, только добавляет юмора и его герою, и его героине. Самое главное — обоим «шекспироведам-аниматорам» удалось перевоплотиться в женщин именно в рамках заданного жанра веселой и будто бы необязательной игры-интриги.

Второй план спектакля, едва намеченный, но очень важный — романтический. Здесь Вячеслав Виттих царит. Идея о том, что подвиги - даже веселые и бесшабашные - надо совершать только во имя любви, а уж никак не ради каких-то там денег, в спектакле выражена, хотя в пьесе присутствует, скорее, потенциально. Любовные чувства, которые вспыхивают между нашими героями и их новыми знакомыми - Мэг и Одри, переводят развитие сюжета в другое качество и на другую скорость: теперь Лео сражается с занудным женихом своей возлюбленной Дунканом, а Джек - с Бучем (Антон Захаров), возможной «партией» для Одри. В исполнении Алексея Грызунова Дункан со своей убедительной практичностью один способен уравновесить и сплотить компанию приверженцев театрального «безответственного вранья» - хотя его танцевальная «проходочка» по скользкому степовому полу комедии не оставляет сомнений, что и Дункан не прочь оторваться, если бы обстоятельства сложились иначе.

Мэг в исполнении Елены Носыревой - «сладкая женщина», обаятельная и притягательная, - и, кажется, только будущее богатство и замужество удерживают ее в рамках заурядной, размеренной жизни. Первые же обещания искреннего чувства и воплощенной мечты об актерстве, которые принес ей Лео, переворачивают ее матримониальные планы с Дунканом с ног на голову — и она не способна противостоять своим новым желаниям. Диана Горбунова в той же роли — более благородна, изящна, но и более рассудочна: зато с ней порывистый и увлекающийся Лео точно не пропадет.

Дебют Екатерины Наумовой в роли Одри можно считать удавшимся: нежная девочка-припевочка на роликах не могла оставить равнодушным не только Джека. Та же роль у Юлии Стерлиговой получилась более чувственной и сочной, как у «настоящей блондинки»: для таких героинь не составляет труда как-то незаметно, сквозь смех и кокетство, влюбить, влюбиться и удачно выйти замуж. Тетушка Флоренс в исполнении Людмилы Зиновьевой получилась пластически выразительной, почти гротескной. Сердечная привязанность тетушки к старым и вновь обретенным «родственницам» неподдельна и сильна настолько, что становится основой продолжения интриги.

Анатолий Лукин в роли доктора Майерса, казалось, только и ждал какой-нибудь заварушки в размеренной жизни семьи тетушки Флоренс: он с удовольствием пикируется с Дунканом на тему правильного понимания жизни, издевательски спрашивая у жениха Мэг накануне свадьбы: «А слышал ли ты такие слова, как секс? Жизнь? Юмор?» Отдельных слов заслуживает Буч в исполнении Антона Захарова: классический недотепа, катастрофически двигающийся, говорящий и одевающийся, сделан лаконично и смешно - и от того кажется не смешным, а безмерно трогательным.

 

Источник: