Чего хочет зритель…

В дискуссионном клубе городской библиотеки № 4, названной именем А. Леонова, встретились представители калининградских театров и литературной общественности.

  

Руководитель калининградского Фонда культуры Нина Перетяка пригласила всех поговорить о слове, как основе любого творческого замысла, об актуальности классики, неразрывности литературы и театра. А говорили о зрителе.

Бессменный руководитель и основатель Литературного театра Альберт Михайлов рассказал, с чем связано его явление. Формально театр был создан к юбилею Ленина, а востребован – поскольку это была эпоха поэзии на стадионах в самой читающей стране мира.

«Мы ставили только большую литературу, классику. Инсценировали сами, сохраняя язык произведения - вспоминал легендарный режиссер. – Культивировали принципы «чтецкого театра». Тогда в театр хлынула генерация студентов, архи-талантливое поколение, плеяда, за которой  - пропасть. Сегодня приходит совершенно другой зритель. А искусство нужно только тем, кто сам так решил». Артисты литературного тут же смешно проиллюстрировали пропасть между поколениями.

«Зритель - да, он сегодня особенный, – вступил в разговор художественный руководитель  драмтеатра Михаил Андреев. – Часто он становится читателем только после того, как в театре узнает, что такое «Без вины виноватые», «Сирано де Бержерак», «Мастер и Маргарита»...

Сегодня театр выполняет социальный заказ, и мы должны знать, чего хочет зритель. Для этого выстраиваем обратную связь через социальные сети, виртуальный клуб, отзывы о спектаклях на нашем сайте, проводим конкурсы, соцопросы.  И выясняется, что одни ждут умного диалога, хорошей литературы, качественной работы актерского ансамбля,  другие предпочитают форму, панораму, ревю.

У нас на постоянной основе работают два режиссера разного возраста, и у каждого - свой зритель. А свою задачу мы видим в том, чтобы в театр пришли все. Для меня, как продюсера, большое значение имеет существование «театрального поля»: драматического, литературного, музыкального, кукольного театров, театрального класса с кругом родителей (спасибо Борису Бейненсону!) Здесь растут наши зрители. А чтобы его расширить, мы создаем малую сцену, экспериментальную площадку, практикуем «открытые читки».

Дмитрий Смагин, главный режиссер Калининградского театра кукол, побывавшего на конкурсном фестивале в Карелии, рассказал о современных тенденциях в своем «цеху»: «У кукольников больше пластических форм. Половина российских театров вообще не имеет литературных источников – перфомансы идут от предметов. Драматургия отторгается, спектакли ставятся «по мотивам». А посещаемость наших театров определяется только родителями, которые стали экономить на развлечениях детей». По словам Дмитрия Смагина, сегодня калининградские кукольники столкнулись с «недоаншлаговостью». Чтобы ее преодолеть, коллективу придется делать больше премьер, работать на износ.

Евгения Чугреева, представлявшая Калининградский областной музыкальный театр, поделилась впечатлениями о зрителях и театральных традициях в «большой» России, откуда недавно вернулась труппа: «Российский зритель жаден на ощущения, насмотрен, понимает театральный язык, способен к восприятию самых разных театральных форм. Там любят большие классические спектакли, и есть традиция ходить на новые формы. Зрители не только центральной России, но и московского «Театра Луны» высоко оценили яркость подачи наших спектаклей. Такое ощущение, что мы работали прямо в душах зрителей, что у нас - редко». По словам Евгении Чугреевой, в Калининграде зрители стесняются проявления своих чувств.

Нина Перетяка резюмировала разговор: «Отстраненность нашей публики может объясняться нечтением, неразвитым чувством эмпатии у молодежи, погруженной в виртуальную и клубную жизнь. Надо больше общаться со зрителем, чтобы воспитать традицию сопереживания искусству. Театр способен подарить публике не только эмоции, но и новые отношения в жизни».

В завершение встречи все присутствовавшие поздравили калининградскую писательницу  Валентину Соловьеву с выходом книги «Тайна солнечного камня». На этот раз она выступила в качестве драматурга, написав три детские пьесы-сказки про калининградский янтарь. Автор вручила свои книги с автографом театрам и библиотекам.